22 окт 2021г. 1181
Армяне

Армяне  — народ, исторически сформировавшийся в пределах Армянского нагорья. Говорят на армянском языке, принадлежащем к особой группе индоевропейской языковой семьи, в рамках которой (этой группы) не сохранилось других живых языков.

Происхождение

Армянский народ имеет очень древние корни, что доказывается многочисленными исследованиями историков, археологов. В последние десятилетия некоторые исследования стали в значительной степени политизированными, что объясняется наличием территориальных конфликтов. Несмотря на это традиционно признаётся, что формирование армянского этноса завершилось в VI – II вв. до н.э. параллельно с формированием древнего армянского государства.

Согласно этногоническому преданию армян, известному из книг раннесредневековых авторов Хоренаци и Себеоса, самоназвание армян hay «армянин» восходит к имени патриарха Гайка, мифологического праотца армян, а этноним armen, которым другие народы называют армян, связывается с именами потомков Гайка – Арама или Араманеака/Арменака.

Процесс этногенеза армян связан с ассимиляцией древнейших племён, носителей древнеармянского языка, с другими индоевропейскими племенами: хурритами, лувийцами, а затем и с урартами.

Таким образом, уже с эпохи неолита происходит формирование арменоидного типа южной ветви большой европеоидной расы, к которому антропологически относятся армяне. Характерными чертами этого типа являются средний рост, крепкое телосложение, брахикефалия («круглоголовость»), высокое лицо, развитый третичный волосяной покров, сильно выступающий нос с высокой переносицей и резко очерченными ноздрями, тонкими губами, широким разрезом глаз, развитым надбровьем, уплощенным затылком, сравнительно тёмной пигментацией волос и глаз. Хотя современные армяне не отличаются антропологической однородностью, это связано с длительностью исторического развития, в ходе которого они, пережив ряд нашествий и миграций, вольно или невольно смешивались с другими народами.

Названия «армяне» и «Армения», вероятно, внешние: впервые встречаются в надписи персидского царя Дария I в 522 г. до н.э., относится данный народ к индоевропейской языковой семье армянской ветви.

История (+появление на Южном Урале)

Первые сведения об Армянском нагорье восходят к 14 в. до н.э. Там существовали государства Наири в бассейне оз. Ван и государства Хайаса и Алзи в близлежащих горах. В 9 в. до н.э. был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи – Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э. Сначала Армения находилась под господством Мидии, а в 550 до н.э. вошла в состав Персидской империи Ахеменидов.

Столица Армении – Ереван — является одним из самых древних городов на земле. Город был основан в 782 году до н. э. царем Урартом Аргишти. Даже Рим был построен почти три десятка лет спустя.

После завоевания Персии Александром Македонским Арменией правили представители династии Оронтидов (арм. Ервандуни). После смерти Александра в 323 до н.э. Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов. Когда последние потерпели поражение от римлян в битве у Магнесии (190 до н.э.), возникли три армянских государства – Малая Армения западнее Евфрата, Софена – восточнее этой реки и Великая Армения с центром в районе Араратской равнины. При правлении династии Арташесидов Великая Армения расширила свою территорию вплоть до Каспийского моря. Позднее Тигран II Великий (95–56 до н.э.) завоевал Софену и, воспользовавшись затяжной войной между Римом и Парфией, создал огромную по площади, но недолговечную империю, которая простиралась от Малого Кавказа до границ Палестины.

Быстрая экспансия Армении при Тигране Великом ясно показала, насколько велико стратегическое значение Армянского нагорья. По этой причине в более поздние эпохи Армения стала яблоком раздора в борьбе между сопредельными государствами и империями (Римом и Парфией, Римом и Персией, Византией и Персией, Византией и арабами, Византией и турками-сельджуками, Аюбидами и Грузией, Османской империей и Персией, Персией и Россией, Россией и Османской империей).

В 387 н.э. Рим и Персия поделили между собой Великую Армению. На территории Персидской Армении сохранилось внутреннее самоуправление. Появившиеся здесь в 640 арабы разгромили Персидскую империю и превратили Армению в вассальное царство с арабским наместником.

С ослаблением арабского господства в Армении возникло несколько локальных царств (9–11 вв.). Самым крупным из них было царство Багратидов (Багратуни) со столицей в Ани (884–1045), однако вскоре оно распалось, и на его землях образовались еще два царства: одно западнее горы Арарат с центром в Карсе (962–1064), а другое – на севере Армении, в Лори (982–1090). В это же время возникло независимое Васпураканское царство в бассейне оз. Ван. Сюниды образовали царство в Сюнике (совр. Зангезур) южнее оз. Севан (970–1166).

Одновременно возникло несколько княжеств. Несмотря на многочисленные войны, в это время происходил подъем экономики и расцвет культуры. Однако затем в страну вторглись византийцы, за которыми последовали тюрки-сельджуки. В долинах Киликии в северо-восточном Средиземноморье, куда ранее переселилось много армян, главным образом земледельцев, сформировалась «Армения в изгнании».

Сначала это было княжество, а позднее (с 1090) – царство (Киликийское армянское государство), возглавляемое династиями Рубенов и Лусинянов. Оно просуществовало до завоевания его египетскими мамелюками в 1375.

Собственно территория Армении находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти – под управлением монголов (13 в.). В 14 в. Армения была завоевана и разорена ордами Тамерлана.

В последующие два столетия она стала объектом ожесточенной борьбы сначала между туркменскими племенами, а позднее между Османской империей и Персией.

Самой могущественной за всю свою историю Армения была в I веке до н. э. во время правления царя Тиграна II (95-55годах). Держава Тиграна II охватывала значительную часть передней Азии от Средиземного до Каспийского моря и от реки Куры до Месопотамии.

Разделенная в 1639 между Османской империей (Западная Армения) и Персией (Восточная Армения), Армения вплоть до падения династии Сефевидов в 1722 оставалась относительно стабильной страной.

В результате русско-иранских войн, по Гюлистанскому мирному договору 1813, Россия присоединила к себе район Карабаха, а по Туркманчайскому договору 1828 – Ереванское и Нахичеванское ханства. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 Россия освободила северную часть турецкой Армении.

Вскоре после начала Первой мировой войны турки приступили к решению «армянского вопроса» путем насильственного изгнания всех армян из Малой Азии. Солдаты-армяне, служившие в турецкой армии, были демобилизованы и расстреляны, женщины, дети и старики насильственно переселены в пустыни Сирии. При этом погибли от 600 тыс. до 1 млн. человек. Многие из тех армян, которые выжили благодаря помощи турок и курдов, бежали в Российскую Армению или в другие страны Ближнего Востока.

28 мая 1918 Российская Армения была провозглашена независимой республикой. В сентябре 1920 Турция развязала войну против Армении и захватила две трети ее территории. В ноябре в Армению вошли части Красной Армии, и 29 ноября 1920 была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика.

12 марта 1922 Армения заключила с Азербайджаном и Грузией договор, в соответствии с которым они образовали Федеративный Союз Социалистических Советских Республик Закавказья, преобразованный 13 декабря 1922 в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). При этом каждая республика сохраняла свою самостоятельность. 30 декабря федерация вошла в состав СССР.

При Сталине в стране была установлена диктатура, сопровождавшаяся коллективизацией сельского хозяйства, индустриализацией (с упором на тяжелую индустрию и на военную промышленность), урбанизацией, жестоким преследованием религии и установлением официальной «партийной линии» во всех областях жизни.

В 1936 около 25 тыс. армян, противившихся политике коллективизации, были депортированы в Среднюю Азию. В ходе сталинских чисток погибли первый секретарь компартии Армении Агаси Ханджян, католикос Хорен Мурадбекян, ряд министров правительства, видные армянские писатели и поэты (Егише Чаренц, Аксель Бакунц и др.). В 1936 г. ЗСФСР была упразднена, а входившие в ее состав Армения, Грузия и Азербайджан были провозглашены самостоятельными союзными республиками в составе СССР.

По окончании войны Сталин, учитывая что армянская диаспора за рубежом располагает большими средствами и высококвалифицированными специалистами, предложил католикосу обратиться к зарубежным армянам с призывом о репатриации в Советскую Армению.

За период с 1945 по 1948 на родину вернулись около 150 тыс. армян, в основном из стран Ближнего Востока. Впоследствии многие из них подверглись репрессиям. В июле 1949 была проведена массовая депортация армянской интеллигенции вместе с семьями в Среднюю Азию, где большинство из них погибло.

В мае 1990г. состоялись выборы в Верховный Совет (ВС) Армении, в который вошли как коммунисты, так и представители оппозиции – Армянского общенационального движения (АОД). В августе председателем ВС был избран председатель правления АОД Левон Тер-Петросян.

23 августа 1990 на первой сессии ВС была принята «Декларация о независимости Армении», согласно которой упразднялась Армянская ССР и провозглашалась независимая Республика Армения.

Традиционно армяне – оседлый народ, но из-за исторических событий они начали переселяться по миру. В Россию (тогда ещё Киевскую Русь) первые армянские переселенцы начали прибывать ещё в XI в. В последствие армянская миграция становилась всё более массовой и активной, распространялась не только на столицу, но и другие регионы страны. Особенно многочисленные группы переселенцев прибывали на территорию России в периоды конфликтов на армянской земле: в начале и конце ХХ в.

В Челябинскую область армяне начали приезжать в тридцатые-сороковые годы прошлого века. Некоторые из них приехали для участия в крупных стройках того времени, были и эвакуированные из разных регионов Советского Союза во время Великой Отечественной войны, а также высланные во время раскулачивания и репрессий. Но на протяжении многих лет армяне составляли незначительную часть населения, проживающего в Челябинске и области. Их число резко возросло в девяностых годах прошлого века.

Согласно Всероссийской переписи населения, 2010 года на территории Челябинской области проживают 9311 человек.

Численность

Общая численность в мире - свыше 10 млн. чел. Непосредственно в Армении проживает около 3 млн. чел. Компактно расселены в Нагорном Карабахе (140 тыс. чел.) и Грузии (168, 2014). Живут более чем в 70 странах мира, преимущественно в больших городах. Крупные армянские общины имеются во Франции (до 800 тыс. чел.), США (483, 2010), Иране, Ливане, Турции, Сирии.

Год

Россия (без Армянской ССР)

Челябинская область

1897

1173096

 

1926

195000

 

1939

205000

 

1959

256000

 

1970

299000

 

1979

365000

 

1989

532000

 

2002

1130000

8601

2010

1182000

9311

Согласно данным Челябинскстата за 2010-2020 гг. в Челябинск прибыло 6365 граждан Армении, а выбыло 3250 чел. Таким образом, армянская диаспора в Челябинской области возросла на 3 115 человек.

Язык

Праармянский язык называется мушка. На нем говорили древние армяне, и появился он еще до образования государства Урарту. Становление языка было довольно сложным и всегда характеризовалось появлением новых диалектизмов. Письменность появилась позднее, поэтому делопроизводство часто велось на персидском и греческом. Сейчас армянский язык входит в индоевропейскую семью и выделяется в особую ветвь.

Армянский алфавит

Современный вариант принято называть новоармянским. В своей истории он насчитывает уже несколько веков, хотя в литературе стал использоваться примерно в начале 19 века. Язык делится на западный и восточный. Их характеризуют значительные отличия в сравнении с древнеармянским. Есть множество новообразований, упрощений и своеобразий синтаксиса. В Республике Армения наиболее распространен ашхарабар, который является восточным вариантом.

Современная ситуация

Несмотря на процессы глобализации и давления массовой культуры, а также формирования большого числа армянских диаспор в различных странах мира, армяне сохраняют общие черты, основанные на глубоком уважении к национальным традициям.

Одним из трех самых совершенных в мире считается армянский алфавит. Он был создан в 405 году Месропом Маштоцом.

Для армян характерны гордость в отношении собственной истории и народа. Главными чертами армян, по их же собственному мнению, являются трудолюбие и страсть к жизни. Связано это с необходимостью налаживания сельского хозяйства и долгими веками неустанной борьбы. Одним из увлечений практически каждого армянина является ремесло в той или иной форме. Гончарное искусство или работа по дереву. Современные жители Армении проявляют интерес к наукам, прежде всего медицине и строительству. Еще одна черта — любовь к чтению. Армянскому народу часто приходилось сталкиваться с нехваткой книг, когда тюркские и монгольские завоеватели сжигали целые библиотеки. Поэтому если вы возьмете у армянина книгу, обязательно верните в назначенный срок. Иначе он скажет, что вы ее забрали в плен. Такое выражение имеет давние исторические корни. При Тамерлане за книги нужно было платить большой выкуп.

Искренность — одна из главных черт. В Армении не принято лицемерить, но и проявлять грубость к людям неприемлемо. Несмотря на уважение имеющегося статуса, никто не будет лебезить или чрезмерно льстить. Такое допустимо в отношении пожилых людей.
Массовые миграции сделали армян довольно хорошо адаптирующимися к новым условиям. При этом они практически не ассимилируются, а сохраняют духовные и культурные традиции.

Армянский юмор тоже хорошо известен в странах СНГ. Так сложилось, что армяне любят шутить и находят повод для шуток в любой удобный момент. За столом, в деловой беседе, в житейских разговорах. Каждый взрослый армянин знает целую пачку анекдотов, которые он непременно пожелает рассказать во время бурного застолья.

В армянских семьях традиционного уклада отец является главой, и его слово равносильно закону. Армяне, живущие в Москве или других городах России, отличаются более лояльным отношением к жизни, а вот их собратья, оставшиеся на родине, наоборот, имеют довольно строгие нравы.

Важно заметить, что армяне любят, когда люди заранее объявляют о намерении прийти в гости. Так они смогут подготовить как можно больше блюд, чтобы устроить роскошный обед или ужин.

Первый в мире учебник арифметических задач был составлен армянским ученым, математиком VI века Давидом Непобедимым. Экземпляр этого задачника хранится в Ереванском матенадаране.

Отношение к праздникам имеет в буквальном смысле культовое значение. Даже если у армянина не хватает средств, он возьмет деньги в долг или в кредит. Но свадьбы должны быть непременно роскошными, а празднование рождения детей — еще краше.

Выдающиеся деятели

Самый известный армянин Челябинска — народный художник России Вардкес Айкович Авакян. Его знаменитые памятник Глинке у оперного театра, Прокофьеву — у концертного зала, скульптура «Студент» у Южно-Уральского государственного университета и другие украшают Челябинск и города области. Среди известных в регионе армян, деятельно помогающих областному Союзу, председатель совета директоров группы предприятий «Компаньон», вице-президент Российской гильдии риелторов, полномочный представитель президента Российской гильдии риелторов в УрФО, советник уполномоченного по правам человека в Челябинской области (по малому и среднему бизнесу), член Общественной палаты Челябинска, бизнесмен и общественный деятель Арсен Гамлетович Унанян. Карен Далакян – известный ветеринар и общественный деятель, активно занимающийся спасением и реабилитацией диких животных.

Авакян Вардес Айкович

 

Традиции и обряды

В Армении велико национальное самосознание. Соблюдение традиций так важно не только в семьях, но и в обществе в целом. Для армянской культуры характерно гостеприимство, добрососедские отношения, стремление к сохранению родственных связей, большое уважение к старшим и трепетное отношение к браку. Особую роль для армян играют религиозные традиции. Армяне первыми в мире приняли христианство как государственную религию в 301 г.

Свадьба в армянском обществе воспринимается как крайне важный праздник. Раньше во время него было принято гулять целую неделю, причем отмечали свадьбы целым селами. Сейчас они празднуются скромнее, но все равно с размахом. В традиции армянской свадьбы входит выбор крестной семьи, которую подбирают исходя из характера. Крестные должны быть похожи на своих крестников, они становятся практически родственниками для семейной пары. Интересно, что именно крестный отец делает самый дорогой подарок, но и все остальные гости должны принести дары, которые подносят особым образом. У армян принято дарить на свадебное празднество драгоценности, деньги, дорогие ткани и предметы быта.

Армянская свадьба

Весьма примечательной является традиция покачивания ребенка. Невеста обязательно должна держать в руках мальчика, ведь мужчина в армянской семье считается опорой и главой. С наступлением утра после свадьбы женщины по линии мужа должны принести в дом к невесте красное яблоко, символизирующее ее невинность.

Большие семьи в Армении не редкость. Особенно это касается сельских жителей, большинство из которых является многодетными. У армянского народа принято не показывать младенца 40 дней с момента рождения. Его могут видеть только близкие люди. Интересно, что как при рождении ребенка, так и в любом другом радостном событии, у армян принято класть руку на голову другу и говорить: «Передаю тебе».

В понятие гостеприимства армяне вкладывают нечто большее, чем мы привыкли видеть. В случае радостного события принято накрывать стол не только дома, но и на работе, угощая друзей, родственников и коллег. Таким образом люди делятся счастьем с другими, одновременно приумножая его.

Говоря о праздниках армян можно отметить несколько из них, например: Барекендан‎ (или Масленица), Благословление винограда, Вардавар, Трндез, Армянская Пасха «Затик» и т.д.

Праздники в Армении напрямую связаны с сезонами года. Например, зимой празднуют Трндез и символизируют поклонение пламени. Праздник языческий, но отмечают его обычно при церкви. Обряд празднества знаком каждому жителю Украины, России и Беларуси. Во время трндеза разжигают большой костер, через который могут прыгать все желающие, хотя в первую очередь он предназначен для молодоженов.

С приходом весны начинается празднование Царзардара. Во время его празднования люди приходят в церковь с ветками вербы и плетут из нее венки для детей.

С наступлением лета приходит Вардавар. Этот праздник символизирует победу над засухой. В традиции армян принято обливаться водой, что опять-таки связано с языческими обрядами. Девушки за 3 дня до наступления праздника наливают чистую воду в чашу и бросают в нее пшеницу и овес. После прорастания семян этой водой нужно обливаться.

Есть у армян и аналог Дня Святого Валентина. Отмечают его 13 февраля. В этот праздник девушке непременно нужно съесть соленое печенье и обязательно перед сном. Считается, что во сне ей должен явиться мужчина, который принесет воды. Именно он должен стать суженым.

Традиционный быт

Основная масса армян на исконно этнической территории в 19- начале 20 вв. сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство в условиях горно-долинного ландшафта. А именно, пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, рожь, лён-кудряш, конопля рис), виноградное и плодовое садоводство (яблоки, груши, гранаты, сливы, абрикосы, персики, айва, инжир, тута, грецкий орех, миндаль и др.), виноделие, маслоделие, шелководство и пчеловодство, а также разведение скота.

Армения может похвастаться самой древней винодельней в мире. Она была обнаружена несколько лет назад в поселке Арени. Сейчас она не функционирует, но археологи нашли то, что от неё осталось. По оценкам специалистов, здесь производили вино более шести тысяч лет назад.

Особое место в жизни армян занимает виноделие. В стране считается, что традиции этого сложного занятия были известны еще в древнюю эпоху. По легенде первым виноделом стал Ной, который посадил виноградную лозу, оказавшись на территории современного армянского государства. Современное виноделие имеет древние корни и насчитывает не одну сотню лет. Рецепты сохранились со времен Урарту. Для изготовления вин используется специальный пресс «ханзан». В этой конструкции предусмотрен чан, сделанный из камня. К этому чану подсоединяли огромный кувшин, который врывали в землю. Виноград давили босыми ногами, тем самым выдавливая сок прямо в кувшин, в котором он некоторое время бродил. Затем из кувшина сусло переливали в другой и уже после разливали по небольшим глиняным кувшинам. Хранили их в земле. Сорта армянского винограда имеют одну важную особенность — в них содержится много сахара, который способствует выработке спирта. В связи с этим в Армении больше распространены сладкие и полусладкие вина.

Армянское вино

Коньяк почитается в Армении так же, как и вино. Причем изготовление этого напитка дается гораздо сложнее. Наладить производство коньяка в Армении удалось только в 19 столетии. Популярными сортами до сих пор являются Мсхали, Чилар и Воскеат. В силу традиций в данном ремесле большое значение имеют бочки. Материал древесины невероятно важен, именно он в значительной мере повлияет на вкус коньяка. Спирт необходимо выдерживать минимум 3 года и только потом используют родниковую воду. Вода считается крайне важным ингредиентом, ведь без нее букет коньяка не будет достаточно насыщенным.

Перед тем, как разлить коньяк, его нужно держать в старой деревянной бочке около года, а если речь идет о марочных, то и все 3 года. Столь скрупулезное отношение к винам и коньякам уже оценили во всем мире. Сам Уинстон Черчилль покупал армянский коньяк в количестве 400 бутылок ежегодно.

В горных и предгорных районах, составляющих большую часть территории Армении, сёла обычно располагались на склонах гор, обращённых на юг, юго-запад, а также в ложбинах и ущельях или на их краю, часто в труднодоступных и, следовательно, с точки зрения защищённости, в более выгодных местах.

Форма застройки жилой части сёл, как правило, была кучевого и компактно-слитного типа и принимала вид ярусного расположения домов, при котором кровля одного дома служила двором для другого, находящегося выше по склону.

Основной тип традиционного жилища –глхатун (туп), существует два типа такого жилища. Первый тип: характерен для предгорных, богатых лесом районов с умеренным климатом. Отличительной особенностью является конструктивная разделённость жилой и хозяйственной части. Такое жилище состоит из таких компонентов, как: открытые сени, главное хозяйственно-жилое помещение, пекарня, кладовая, хлев, иногда – гостиная комната городского типа. Стены жилища представляли собой кладку из рваных или наполовину тёсанных камней. Стены, как и утрамбованный земляной пол, были оштукатурены глиной, перемешанной соломой, а иногда и покрывались сверху известью.  Второй тип: доминировал на территории плоскогорных безлесных районов с суровым, резко континентальным климатом. Важнейшая отличительная черта этого комплекса – объединение под одной кровлей жилых и почти всех хозяйственных помещений, в следствии чего все части комплекса сообщаются один с другим, что давало возможность зимой, не выходя из помещения, заниматься домашним хозяйством, ухаживать за скотом и т.д. Эти комплексы состояли из следующих основных отделений: крытые сени, главное хозяйственно-жилое помещение, кладовая, хлев, комната при хлеве, иногда комната городского типа.

Армянский коньяк является известным на весь мир. Армянский коньяк – единственный в мире, получивший от французов привилегию называться именно коньяком, а не бренди.

Дома армян довольно специфичны. Конечно, современные постройки имеют мало общего с традиционными, разве что сохранили стилистику экстерьера. Те же дома, которые строились еще в давние времена армянами, имеют квадратную форму и строятся исключительно из камня. Крыша земляная с опорами из деревянных столбов. Свет в такой дом проникал только через окно или дымоход. Печь изготавливалась из глины. Из нее же делали полки. Стульев и кресел армяне не имели, использовали подстилки, чтобы сидеть на полу. Стол обычно был низким. Состоятельные люди могли позволить себе тюфяки, ковры и много утвари.

Декоративно-прикладное искусство

Среди ремёсел развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружева, оружейное дело и гончарство, ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) и камнерезное искусство. Ярким воплощением последнего, одним из символов армянской культуры и веры является хачкар – крест-камень, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. В ноябре 2010 года искусство создания хачкаров с формулировкой «Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты» было внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества. Один из его образцов установлен в г. Златоуст Челябинской области как символ побратимства церквей и городов (город Цахкадзор в Армении - побратим Златоуста).

Национальная одежда

Армянский национальный костюм или армянский тараз — традиционный комплекс одежды отражающий культурную самобытность этноса и особенности национального характера. Традиционно, комплекс армянской одежды включает в себе бельё, верхнюю одежду, головные уборы, украшения, обувь. Различия выражались в стиле, покрое, в образе ношения, в основных формах, в сочетаниях цветов, украшений. и т.д. Одной из определяющих характеристик народной одежды являлся орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определённые цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет − от тёмно-вишнёвого до кроваво-огненного тонов. Абрикосовый является символом мудрости и благоразумия, красный -мужества и мученичества, синий – небесной справедливости. Красный цвет в сочетании с зелёным в первую очередь связывается со свадебной символикой. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости. Чёрный – самый распространенный цвет траура. Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно – похоронная савана при погребении. Согласно армянскому историку и философу Григору Татеваци (XIV в.), доминирующие цвета в костюмах отражают цвета четырёх элементов бытия – чернота земли, белизна воды, краснота воздуха, желтизна огня.

Орнамент мужской и женской народной армянской одежды чаще всего располагался вокруг так называемых входов (шейный вырез, рукава, запястье, боковые прорехи, подол), т. е. именно на тех частях одежды, которые имеют сакральную функцию защиты её от проникновения всякого рода «нечисти». Охранно-магическое сакральное значение имели также мужские пояса, женские передники, нагрудники, традиционные вязаные узорчатые носки. Орнамент армянского национального костюма делится на три основные группы – растительный, зооморфный (орнитоморфный) и геометрический. Встречаются также изображения бытовых предметов, архитектурных сооружений (например, купол церкви) и дарственные надписи.

Тараз Национальный костюм

Мужской традиционный костюм: в комплекс тараза входили как сама одежда, так и головной убор, обувь, украшения. Он состоял из двух составляющих – с надплечьем (рубашка, сюртук, кафтан, шуба) и поясной одежды (штаны, шаровары). Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Воротник обшивали различными узорами. Одежду в основном шили из хлопка, а в Западной Армении использовали также козью шерсть. Традиционной одеждой считалась черкеска, которую одевали поверх рубашки и кафтана. Появляться без черкески в обществе даже в зной считалось дурным примером, как и открытие ноги и руки, подчёркивание половых органов.Обычным головным убором армян была меховая шапка – папах, сшитая из овечьих шкур, имеющая по форме локальные различия. 

Национальный костюм

Женский традиционный костюм: внешняя одежда была довольно разнообразной – платья (свободные и несвободные), жилетки и безрукавная одежда.  Шили платья из сатина, шёлка, бархата.  Женскую одежду наряжали вышитыми украшениями, а представители высшего класса украшали свою одежду золотыми и серебряными волокнами.  В одежде   важную роль исполняли также женские украшения.   Важной составляющей женского тараза являлись головной убор, украшения шеи, браслеты, украшения для висков, обувь, пояс, фартук и т.д.  Существует шесть видов женского костюма, это связано с локальной составляющей, а именно: Тараз Туруберана, Тараз Васпуракана, Тараз Высокой Армении, Тараз Киликии, Тараз Сюника и Арцаха, Тараз Айрарата.

Национальный костюм

 

Фольклор

Традиционные инструменты армян делятся на три группы: духовые (дудук, сринк, зурна, паркапзук, шепор, окарин), струнные (пандир, кнар, вин, тавиг), струнно-щипковые и ударные (тмбук, дабдабал, кочнак, кимвалы, зангак). 

Дудук

К устном народному творчеству относиться последний сохранившийся эпос «Давид Сасунский», он был обнаружен и записан в 1873 г. и представлен в многочисленных вариантах. Этот эпос является классическим примером героической эпики, где древние мифы искусно сочетались с поздними историческими событиями, создавая новое качество героического эпоса. Эпос состоит из четырёх циклов, каждый из которых называется по имени одного из  сасунских героев по генеалогической линии – от прадеда до правнука. Самая характерная черта данного эпоса – это непобедимый героический дух, обусловленный богатырскими подвигами героев и вековой борьбой армянского народа против арабских завоевателей.

Говоря о песенной составляющей можно перечислить такие жанры как: духовые, эпические, исторические, детские и колыбельные, обрядовые и трудовые песни и т.д. В народном песенном репертуаре значительную группу составляют песни о бойцах-удальцах, с оружием в руках добровольно вступивших в неравную борьбу с коварным врагом, такие песни назывались гайдукскими.

Сказки у армян отличаются богатством и разнообразием типов, объёмов и сюжетов. В сказочном наследии армянского народа различаются следующие группы: волшебные и чудесные, реалистические, легенды, новеллистические и юмористические.

В 2014 году армянский лаваш был включен в список объектов нематериального наследия ЮНЕСКО. Также в этот список вошли исполнение музыки на дудуке, мастерство создания армянских хачкаров (каменных крестов) и средневековый армянский эпос «Давид Сасунский».

Говоря о загадках, мы можем отметить, что большая часть имеет позитивный характер, например: «Один воробей целый дом охраняет» (ключ), «Конь ускакал, седло осталось» (река-мост). В армянских загадках сохранились отголоски древнейших языческих верований и ритуалов христианской религии позднего периода.

Нельзя забывать о магической составляющей, а именно о заговорах. Армянские народные заговоры разделяются на восемь групп: лечебные, относящиеся к здравоохранению и гигиене, от несчастных случаев и стихийных бедствий, заговоры – обереги от колдовства, преследующие практические цели, вечерние и утренние молитвы и заговоры, различные заговоры и молитвы, сатирические молитвы и пародии.

Затрагивая хореографическое искусство можно перечислить такие танцы, как: «Кочари», «Ярхушта», «Берд», «Шавали», «Эчмиадзин» и «Папури». Армянские танцы являются настоящим искусством и пользуются популярностью во всем мире. Для разных событий у армян предусмотрены разные танцы. Исполнением могут заниматься как исключительно мужчины, так и женщины. Например, берд и трахаг являются военными композициями, поэтому участие в них принимают только мужчины.

Берд считается довольно сложным танцем, требующим серьезной физической подготовки, так как в процессе исполнения мужчины должны резко взбираться друг другу на плечи и образовывать стену в 2 этажа. Такая непростая композиция символизирует необходимость защиты и сильной обороны.

Трахаг подразумевает еще более сложную подготовку, так как танец предполагает использование различных типов оружия. Фактически танец имитирует настоящий бой, поэтому раньше всегда исполнялся воинами.
Невесты танцуют узундару — сольную композицию, которая родилась в Карабахе. Танец символизирует благодарность родителям, а также уход из родного дома и начало семейной жизни. Динамка неизменно плавная и требует от девушки значительной гибкости.

Абрикос – это символ страны. На флаге Армении нижняя оранжевая полоса символизирует именно этот фрукт. Европейцы долгое время называли абрикосы армянскими яблоками. Это потому, что раньше фруктам давали названия согласно стране, в которой их выращивали.

У кавказских армян большой популярностью пользуется шалахо. Сейчас он распространен среди кавказских народностей. Особенность танца заключается в исполнителях, которыми непременно должны быть двое мужчин и одна девушка. Танец символизирует борьбу за женское сердце.

 Кухня

Армянские кулинарные традиции берут начало из глубокой древности. Известно, что армяне имели представление о процессах брожения и хлебопечения еще 2500 лет назад. Традиции приготовления многих армянских блюд остаются неизменными. Одним из основных продуктов питания армян является лаваш, выпекаемый в тонире. Одной из характерных особенностей армянских национальных блюд является их высокая пикантность и острота. В качестве приправы применяют перец, чеснок, чаман и разную пряную зелень. Из культивированных овощей широко употребляются в Армении картофель, помидоры, перец, баклажаны, капуста, морковь, огурцы, брюква, свекла, щавель, шпинат, спаржа, бамия, кабачки и др. Овощи употребляли в сочетании с мясными и рыбными блюдами. Из мяса больше всего употребляют говядину и баранину. Рыба в питании ценилась всегда очень высоко. Многие правители Армении из династии Аршакуни и феодалы (нахарары) для обеспечения наличия рыбных запасов создавали большие рыбные водоемы. В этих водоемах, по словам историка Павтоса Бузанца, разводили особенно ценные породы, как, например, речную форель. Также нельзя забывать, что Армения – страна фруктов и ягод. Их большой ассортимент отмечали и историки древности: груши, яблоки, айва, кизил, тут, персики, гранат, арбуз, виноград, дыня, слива разных сортов, абрикосы и многие-многие другие.

Гата

Научно-популярное географическое издание National Geographic представило подборку армянских традиционных блюд, которые должен попробовать каждый. К таким блюдам относятся: Ариса (пшеничная каша с добавлением курицы и топленого масла), Женгялов-хац (пресную лепешку с начинкой из зелени), Гата (традиционный армянский десерт. Представляет собой круглый пирог с нежным сливочно-ванильным вкусом), Хапама (данное блюдо традиционно подавали к свадебному столу как символ изобилия. Тыкву фаршируют рисом с сухофруктами и орехами: здесь и миндаль, и кизил, и чернослив, и изюм, и абрикос), Толма (Толмой в Армении принято называть любые фаршированные овощи, а также мясные рулетики из виноградных или капустных листьев. В состав традиционной ереванской толмы входит говядина, рис, репчатый лук, зелень и черный перец. Подают толму с густым мацуном – кисломолочным продуктом, по консистенции напоминающим сметану), Кялла (бычья голова), Яичница с бастурмой, Хаш (традиционный армянский суп. Его готовят из говяжьих ножек и рубца, а подают с огромным количеством чеснока), Суп с авелуком (Авелук – это конский щавель, который армяне используют для приготовления различных блюд: от пирогов до салатов. Помимо авелука, в суп добавляют чечевицу, булгур, картофель и специи).

Лаваш

 

Пословицы и поговорки

Затрагивая тему пословиц и поговорок, мы можем увидеть, насколько они богаты и многогранны, в качестве примера можно привести несколько из них:

Если вода не следует за тобой, последуй (ты) за нею

Много не сделаешь, пока не выучишься, но много надо сделать, чтобы выучиться

Кто не наказывает своих детей, тот будет наказан сам

Беги от той воды, которая не шумит и не журчит.

Бедняка многие уму-разуму учат, а хлеба никто не даёт.

Когда собаку хотят убить, говорят, что она бешеная.

Ленивая рука покоится на пустом желудке.

Лучше не надо мне коровы, только бы у соседа не было двух.

Лучше пусть мудрый заставит тебя заплакать, чем дурак развеселит.

Осталось дело до завтра — считай, что застряло.

Слишком умный — брат безумному.

У соседа хлеб вкуснее.

 Документальные фильмы

  1. Армения. Колыбель истории. (Современная ситуация, природа, достопримечательности, декоративно-прикладное искусство и т.д.) https://www.youtube.com/watch?v=aFelAI7Tgig
  2. История Армении. Полная версия. https://www.youtube.com/watch?v=w6M5bD2J5hs
  3. Краткая история Армении. Часть 1. https://www.youtube.com/watch?v=1QxKZt04m6w
  4. Краткая история Армении. Часть 2. https://www.youtube.com/watch?v=9a108Pa0VyY
  5. Юрий Саркисян Тбилисский. Дудук. https://www.youtube.com/watch?v=suwdwxwiG9A
  6. Армяне. Фильм из цикла Диаспоры России. https://www.youtube.com/watch?v=m2buhKWiVhs
  7. Армянская диаспора России является крупнейшей в мире. https://www.youtube.com/watch?v=2wUmgL_A28I
  8. Армянская диаспора России. История Юга. https://www.youtube.com/watch?v=Q754KLMUtUY
  9. Армянская диаспора России. История возникновения (часть 1). https://www.youtube.com/watch?v=mEELtjISb8I
  10. Поедем, поедим. Армения. https://www.youtube.com/watch?v=sagwRkFuwG4

Что можно почитать

 

  1. Армяне Южного Урала. История. События. Люди. С Арменией в сердце. С Россией – навек!­– С. 584-585. Режим доступа: https://www.sarinfo.org/library_files/sar15.pdf.
  2. Армянские религиозные праздники. ETHNOPETERSBURG. Режим доступа: http://www.xn--90aeea2bghkbmep4j.xn--p1ai/narody-peterburga/index.php?SECTION_ID=281.
  3. Армянский традиционный костюм – тараз. OSTArmenia. Режим доступа: https://ostarmenia.com/ru/taraz-ru/.
  4. Гуроклян С. Ю. Проблема происхождения армянского народа на современном этапе (1991 – 2012 гг. ) // Гуманитарные и социальные науки. 2013. №6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-proishozhdeniya-armyanskogo-naroda-na-sovremennom-etape-1991-2012-gg
  5. История Армянского государства. Режим доступа: http://www.armnet.ru/history.htm
  6. Мартиросян А. Ж., Роева Е. Б. Элементы национально-культурной традиции в семейном воспитании детей в армянской диаспоре Москвы // СДО. 2016. №7 (69). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-natsionalno-kulturnoy-traditsii-v-semeynom-vospitanii-detey-v-armyanskoydiaspore-moskvy
  7. Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 69 с.: ил., карт.
  8. Петросян, А. Е.  АРМЯНСКИЕ ЭТНОНИМЫ В СВЕТЕ ДАННЫХ ЭТНОГОНИЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ / А. Е. Петросян // ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ-XXIII (чтения памяти И. М. Тронского). Материалы Международной конференции, проходившей 24–26 июня 2019 г. – СПб.: Наука, 2019. – С. 843-851.
  9. Тревер К.В. Очерки по истории Древней Армении (II в. до н.э. – IV в. н.э.). Москва, Ленинград: Издательство Академии наук СССР. 1953. Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/trever_ocherki_istorii_kultury_drevney_armenii/trever_ocherki_istorii_kultury_drevney_armenii.pdf
  10. 10. Царёва Т. В. Армяне Москвы. От прошлого к настоящему // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2018. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/armyane-moskvy-ot-proshlogo-k-nastoyaschemu

Доходное слово

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.