22 окт 2021г. 1299
Аварцы

Аварцы – коренной народ в Российской Федерации, проживающий преимущественно в Республике Дагестан. В состав аварцев включаются 14 малочисленных народов (андо-цезы и арчинцы).

Происхождение

Происхождение аварцев до сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство - Хунзах. Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сами аварцы никогда себя так не называли. Для обозначения своей национальной принадлежности они использовали название местности или общины, в которой проживают, или общее для всех кавказских народов слово «маарулал». Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к карачаевцам, балкарцам, азербайджанцам, ингушам, адыгейцам, кабардинцам, черкесам, абхазам, грузинам, армянам, лезгинам Дагестана. После русских родственным народом являются чеченцы. Генетическое родство аварцев к русским подтверждает теорию о русском происхождении аварских правителей нуцалов, указанном в различных источниках. Например, писарь Имама Шамиля Хаджи али Нахибаши из с. Чох, указывал, что хунзахские правители — это пришельцы с Севера из племени «руссов». 

Теория происхождения аварцев

Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово "авар" с тюркского переводится как "тревожный" или "воинственный", в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой (например, славянские обры).

Истории известно государственное образование под названием Аварский каганат (держава протомонгольского племенного союза жуань-жуаней, вытесненных тюркютами с территории Сибири – в Европу, где алтайцы смогли подчинить себе местное тюркское, иранское, славянское и угро-финнское население, терроризируя Франкское королевство, пока набегам аваров не положил конец Карл Великий, уничтоживший их каганат), южная граница пересекала Европу и выходила на берега Каспийского моря. Там, часть аваров подчинила себе местные кавказские племена, создав государство Сарир, вассальное Аварскому каганату (интересно, что чеченцы до сих пор называют аварцев словом «сули»). Местная династия имела алтайское происхождение (персидские источники называют первого сарирского царя именем Авар), но на протяжении нескольких поколений постепенно приобрела местную идентичность, что не мешало иностранцам (хазарам, персам и византийцам), помнящим о аварском наследии продолжать называть горный Дагестан – землей аваров. С течением времен, аварцы проживающие вокруг столичного Тануси (а затем – Хунзаха) взяли экзоним в качестве этнонима, а аварцы живущие вне пределов метрополии продолжали идентифицировать себя лишь с этно-племенными группами. После русского завоевания Дагестана это слово было популяризировано аварскими просветителями и национальными деятелями начала прошлого века с целью консолидации разных этно-племенных групп вокруг общего наследия (Сарира и Аварского ханства).

История

 По одной из версий представители этноса являются потомками аваров и самоназвание нации произошло от имени «Авар» – великого правителя государства Сарир. Однако, по мнению других этнографов, так называли жителей Хунзахского плато, где располагалось Аварское ханство. Пожалуй, это одна из ключевых загадок аварцев: являются ли они потомками средневековых аваров или всё же относятся к другим народам и племенам, позаимствовавшим известный в то время этноним.

В VI – первой половине VIII в. государство «Сарир-Авар» соответствовало территории практически всего Внутреннего Дагестана, то есть Сулакского речного бассейна, а также южнокавказским землям, лежащим на левом берегу Алазани, которые были известны (в XIX – начале ХХ вв.) как «Закатальский округ». Позднее, к середине IX в., «Сарир-Авар» утерял свои южнокавказские территории с большим числом селений, которые вошли в состав халифатского наместничества «Аран», что произошло по причине силового  освобождения Хунзаха и всего горного Аваристана от военно-политической власти Багдада.

Государство Сарир – восточнокавказская  довольно сложно организованная общественно-политическая и военная структура, возглавляемая сильными правителями (их титулы: каган, ипаджадж, нуцал), составлявшими династию, которую считали (средневековые мусульмане Востока) парфянской по происхождению – ветвью знаменитого в истории рода «Михран». Данная структура имела весьма сильные вооруженные силы – регионального уровня – и неприступную для чужеземцев столицу, стоявшую веками на одном и том же месте, будучи местопребыванием династа, его гвардии и обслуживавшего персонала. Были у средневекового Аваристана также свои границы, как политические, так и языково-культурные, естественно, менявшиеся во времени: то расширявшиеся в пространстве, то сокращавшиеся, и – что важно – зафиксированные на средневековых арабских картах, как и в дагестанских текстах, с XV в. В этом средневековом Аваристане, где чеканили одно время свою монету, был – с давних, причем, времен – «межплеменной» язык, на котором не только общались, но и обучались в религиозных школах. В аварском языке имеется старинный термин – «батль» (балъ), с примерным значением «линия», то есть «ряд», употребляемый для обозначения той системы местного права, которая не может быть отождествляема с правом мусульманским. Столетиями аваристанский батль, по всей видимости, включал право закавказских христиан, иудеев и особо древнее дагестанское обычное право. После принятия в тех или иных зонах Аваристана (Сарир-Авар) ислама станут проникать в этот батль нормы уже шариата, как и права «татарских» мусульманских держав, обладавших большим политическим влиянием на Кавказе, то есть права, которое восходило к Ясе великого Чингиз-хана и указам его потомков – ханов Хулагундского Ирана и Золотой Орды.

В VIII—IX веках Сарир находился под властью арабов, затем вновь обрел независимость. После чего аварцы участвовали в войнах против Дербента и Ширвана – небольших региональных государственных образований. В Х веке это было очень могущественное государство и даже диктовало свои условия соседям. Во многом способствовали этому успеху и хорошие отношения с Аланией.

Правителя Аварского государства именовали «нуцал», а само государство – «Аварское (Хунзаское) нуцальство».

Распад целостности произошел в конце XI века. Это произошло из-за внутренних противоречий, прежде всего, на религиозной почве. Жители Сарира в большинстве своем были христианами, однако хазарский иудаизм, арабский ислам и язычество малых народностей привели к сильным разногласиям и ослаблению страны. В результате западная территория откололась от Сарира, а само государство распалось на независимые территории, в том числе, Аварское ханство.

В XIII веке аварцы были вынуждены противостоять войскам монголов, которые собирались завоевать горные части Дагестана. После чего между Аварским государством и Золотой Ордой был заключен союз данничества. По всей видимости, эти периоды (взаимоотношения сначала с арабами, затем с монголами) также оказали влияние не только на менталитет, но во многом и на их внешность.

Стоит рассмотреть фото аварцев, чтобы увидеть определенные ближневосточные черты в лицах, а в некоторых случаях – отдаленные азиатские. К тому же, становлению внешности и характера аварцев во многом способствовал и другой период: в XVIII веке Авария попала под власть персов.

Стоит отметить, что они не собирались принимать новых правителей и оказывали отчаянное сопротивление иранцам. Несмотря на все предпринимаемые усилия, Персия так и не смогла полностью сломить независимость этого народа, вследствие чего иранский полководец Надир-шах лишь ослабил собственное военное могущество и достиг в определенной мере снижения влияния на другие народы самой Персии.

Что же касается иранских войск, то, как утверждают документы того времени и современные историки, не все персы ушли с Кавказа – многие из них остались здесь и пополнили население Дагестана и Чечни.

Конец 18–начало 19 столетий стали поворотным этапом в истории народа, поскольку на Кавказ пришла Россия. На тот момент Аварское государство уже устало от постоянных притязаний на свою независимость со стороны персов и турок. Сначала Петербург допускал те же ошибки, что и другие стороны, желавшие распространить на эти территории зону своего внимания.

Первые годы русской экспансии были во многом схожи с персидской, что вызывало неприятие новых властей со стороны горцев. В итоге это привело к Кавказской войне. На защиту интересов своего народа  встал имам Шамиль, а самым известным и запомнившимся сражением стала битва при Ахульго. К сожалению, большая часть аварского населения в битве была перебита царскими войсками.

Русское руководство сделало правильные выводы: сменила тактику и начала делать все, чтобы ее покровительство стало привлекающим фактором для жителей региона. В результате эта тактика себя оправдала. Аварская элита поняла, что Петербург, оставляя ей определенную свободу действий, предлагает защиту всей территории от вторжений и разорения со стороны Ирана и Турции. К началу 19 века большая часть Дагестана официально вошла в состав Российской империи.

При этом некоторая часть населения все же не приняли новые порядки и стремились уехать. О том, сколько аварцев покинули родные края и перебрались на жительство поближе к Стамбулу, сказать довольно сложно. Однако на сегодняшний день на территории Турции проживают около 55 000 аварцев.

Численность

Судя по материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. (в ней фиксировался не национальный/этнический, а языковой состав населения), насчитывалось 205,9 тыс. человек, родными языками которых были «аваро-андийские языки», точнее, авароандо-цезские.

Общая численность аварцев в СССР, а ныне в России и странах СНГ постоянно росла довольно быстрыми темпами. Прирост аварского населения за период между переписями 1897–2010 гг. составил 706,2 тыс. человек или в 4,4 раза. Самый интенсивный прирост аварцев в XX в. приходится на 1960-е и 1990-е гг. На этот же период приходится существенное увеличение территории расселения аварцев за счет равнинных земель, на которых проживает (включая города) около половины всех аварцев Дагестана.

В статистике Российской империи и в советской статистике до конца 1930-х гг. андодидойские народы и арчинцы значились как самостоятельные народы. К андийским народам относятся следующие: собственно андийцы, ботлихцы, годоберины, каратинцы, чамалальцы, богулалы, тиндальцы и ахвахцы, к дидойским – дидойцы (или цезы), хваршины, бежтинцы, гунзибцы и гинухцы. Андийские и дидойские народы были расселены в крайней западной части Дагестанской области.

В настоящее время общий коэффициент смертности у аварцев незначительно выше – 6,7‰, чем средний по Дагестану – 6,0‰, но он в 2 раза ниже, чем в республиках Северного Кавказа (13,6) и в 2,5 раза ниже, чем в РФ (16,4). Поэтому общий коэффициент естественного прироста сельского населения аварцев 13,5‰ (средний по Дагестану – 9,9‰) – один из самых высоких в России. Численность аварцев активно растёт как на территории традиционного расселения в Дагестане, так и в других регионах страны.

Год

Россия

Челябинская область

1897

205900

 

1926

178000

 

1939

236000

 

1959

250000

 

1970

362000

 

1979

438000

 

1989

544000

 

2002

814000

578

2010

912000

382

Язык

Язык аварцев относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга. Национальным языком владеет 98% народности.

Аварский язык на протяжении многих столетий является языком межнационального общения в Дагестане.

Аварская письменность стала оформляться во времена исламизации региона. Она была основана на арабской графике, которую преподавали образованные служители церкви детям зажиточных аварцев. С 1927 года буквы поменяли на латинские, в это же время начали заниматься повышением уровня образования. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы.
Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса преподавание ведется на русском, а аварский изучается, как дополнительный предмет. Наряду с другими национальными языками он входит в число государственных языков Республики Дагестан.

Население зоны Восточного Кавказа, где издавна проживают аварцы, занимающее около двадцати тысяч квадратных километров, имеет свой язык, фиксируемый, причем письменно, на протяжении нескольких уже столетий. На названном (сарир, т.е. авар) языке осуществлялся в «этническом» Аваристане – в пределах бассейна всех трех Койсу, составляющих Сулак, как и на прилегающих землях с авароязычным населением, учебный процесс.

На «общенародной» форме аварского языка, известной дагестанцам как бол мацI (от бо – «ополчение; народ») происходило в прошлом «межплеменное» общение в пределах значительной части горного и предгорного Дагестана, а также на некоторых прилегающих южнокавказских землях.

Современная ситуация

Аварцы являются самым многочисленным народом Дагестана и, как и в прежние времена, исполняют роль объединителей одного из самых многонациональных регионов России. Кроме того, благодаря активному росту численности аварцы всё шире представлены и в других, не кавказских, регионах России. Хотя называют себя в повседневном общении чаще всего просто дагестанцами.

Аварцы в Дагестане остаются преимущественно сельскими жителями, только 28% из них проживают в городах. При этом в других регионах России они предпочитают селиться именно в городах (крупнейшие общины проживают в Москве, Астрахани, Санкт-Петербурге и Волгограде).

Выдающиеся деятели

Большой вклад в культуру России внесли известные аварцы-литераторы. В их числе, конечно, Расул Гамзатов – один из самых знаменитых поэтов Дагестана. Именно он создал своеобразный гимн, сочинив стихотворение «Песня аварцев». С тех пор это произведение стало неофициальным гимном народа. Славу аварцам принесла также поэтесса Фазу Алиева.

Расул Гамзатов – один из самых знаменитых поэтов Дагестана

Известны и достижения спортсменов – прежде всего, Джамала Ажигирея, мастера спорта по у-шу, 12-кратного чемпиона Европы, а также Хабиба Нурмагомедова, профессионала по боям без правил UFC (является чемпионом мира) 

Хабиб Нурмагомедов

Из аварцев Челябинской области можно назвать авторитетного врача УЗИ-диагности из Магнитогорска Магомеда Аминова.

 Традиции и обряды

Для аварцев традиционным является патриархальный уклад. Мужчина занимал главенствующее положение, решал всех общественные и финансовые вопросы. Он полностью обеспечивал семью и отвечал за детей, в том числе за их воспитание, выбор невесты и будущей профессии. Голосовать имели право только мужчины, совершеннолетие наступало в 15 лет.

Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось.
Царство женщины — дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.

Многовековая история, а также свободолюбивый нрав аварцев позволили им сохранить собственные обычаи и традиции. Во многом они сходны с традициями других кавказских народов. Но есть и некоторые, присущие только им черты, касающиеся, в первую очередь, этики поведения.

Уважительное обращение к старшим – это основная этическая традиция аварцев. Более того, старейшины до сих пор играют главенствующую роль на народных сходах при принятии какого-либо решения. Чем авторитетнее старейшина, тем больше возможностей у него сделать свой голос решающим.

Кроме того, к числу обычаев относится и строгое соблюдение этикета при общении. Например, если мужчины-аварцы разговаривают между собой, они соблюдают определенные условия возрастного ценза. Младший, поздоровавшись со старшим, обязан отступить на два шага и соблюдать эту дистанцию на протяжении всей беседы. Если же с мужчиной общается женщина, то это расстояние становится еще больше и достигает метров двух.

Стоит побывать на свадьбе аварцев, чтобы убедиться – это одно из самых красочных зрелищ. Здесь по традиции собираются жители всего селения. В течение первого дня веселье проходит в доме у кого-нибудь из друзей жениха, причем стол должны организовывать гости. Лишь на второй день свадьба проходит в доме, где проживает жених, а к вечеру сюда привозят и укутанную свадебным покрывалом невесту. На третий день дарят подарки и едят традиционные блюда, в число которых входит и обязательная каша.

Между прочим, у аварцев существует свадебный обычай похищения, только крадут здесь не невесту, а жениха. Это осуществляют подружки новобрачной, поэтому друзья жениха должны зорко следить за тем, чтобы он не был похищен.

Как и прочие дагестанцы, аварцы до сих пор придерживаются обычая кровной мести. Конечно, сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако в далеких горных селах она может практиковаться и поныне. В старину кровная месть захватывала целые роды, а причиной могло служить похищение, убийство, а также осквернение родовых святынь.

Вместе с тем, аварцы – народ гостеприимный. Гость здесь всегда является главным человеком в доме, и они всегда готовы к приходу даже нежданных гостей, оставляя им еду на обеде или ужине.

Существуют и общие языковые и культурные традиции, идентичные для всей Аварии. Например, волк считается символом смелости и благородства. Поэтому образ волка многократно воспевается и в народном фольклоре, и в литературе. Несмотря на то, что некоторые аварские родоплеменные группы почитают орла и медведя в качестве своих тотемом – общенациональным символом аварцев является волк (явное тюркское наследие). Флагом аварцев является знамя Аварского ханства – серебряный волк, окаймленный национальным орнаментом на алом фоне с изображением полумесяца и солнца

Флаг Аваристана

Интересно, что аварцы до сих пор используют в своем национальном искусстве свастику, считая её символом солнца. До знакомства с монотеизмом, аварцы поклонялись духам природы, особенно почитая Бечеда (бога-громовержца), имеющего явные арийские корни (возможно, из-за знакомства предков аварцев с религией иранских народов Средней Азии морскими путями). Остальные божества представлялись женщинами: Ракул-эбэл (Мать земля), Ладал-эбэл (Матерь вод), Горо-эбэл (Матерь ветров) и Унтул-эбэл (Мать болезней. Богиня загробного мира). Такая языческая система сожительствовала с тенгрианством. Контактируя с аланами – аварцы познакомились с христианством и приняли его. Еще позднее, они познакомились с иудаизмов через хазар (среди аварцев популярна символика звезды Давида, а горские евреи до сих пор исповедуют иудаизм). И, наконец, в XIII-XV веках, аварцы постепенно исламизировались, приняв мусульманство через суфиев (как и большинство кавказцев). Сейчас большая часть аварцев исповедует ислам шаффиитского толка.

Традиционный быт

В основе социальной организации народа лежала сельская община, состоявшая из кровнородственных объединений — тухумов; существовали мужские союзы, была распространена эндогамия. Члены общины являлись частными собственниками, но в то же время и совладельцами собственности общины (пастбищ, лесов и др.). В аварском доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Средняя община включала 110—120 дворов. Главой общины был старейшина (с конца XIX века — старшина), избиравшийся на сельском сходе (джамаате) всем мужским населением старше 15 лет. К концу XIX века роль сельских общин в жизни аварцев заметно снизилась; старшины находились под сильным давлением российских властей.

Традиционное поселение аварцев — крепость, состоящая из плотно

Село Чох в Дагестане

прилегающих друг к другу домов (каменных, с плоской крышей, обычно двух- или трёхэтажных) и боевых башен. Все поселения ориентированы на юг.

Аварское село

 

В центре поселений обычно устраивалась площадь, являвшаяся местом общественного схода; здесь же, как правило, располагалась мечеть. Жизнь аварской семьи почти всегда протекала в одной комнате, имевшей существенно бо́льшие размеры сравнительно с другими помещениями. Важнейшим элементом комнаты был очаг, находившийся в её центре. Украшением комнаты являлся также столб с орнаментом. В настоящее время интерьер жилищ аварцев близок к городским квартирам.

Аварцы занимаются животноводством (на равнинах — скотоводством, в горах — овцеводством), полеводством (в горах развито террасное земледелие; выращиваются рожьпшеницаячменьовёспросотыква и др.), садоводством (абрикосыперсикисливаалыча и др.) и виноградарством.

К концу XX века усилилась зональная специализация сельского хозяйства; так, в горах упало значение земледелия. Аварцы заняты также в промышленности и сфере услуг.

 Декоративно-прикладное искусство

Длительные контакты с ираносферой способствовали тому, что аварцы (как и лезгины) являются мастерами коврового искусства

Аварские ковры

Аварские женщины ткут совершенно разные виды ковров. Салмаги (маленькие-коврики, служащие в качестве медальонов), супрадумы (огромные полотна с изображениям сюжетов нартовского эпоса), даватины (ковры обычного размера для бытовым и обрядовых целей). Из-за малоизвестности за пределами Дагестана – аварские ковры стоят дешевле туркменских, азербайджанских или персидских.

Издавна развиты ковровое дело (преимущественно в Тляратинском и Хунзахском районах: производство ворсовых и безворсовых, войлочных ковров, подушек, хурждинов — перемётных сумок), узорное вязание из шерсти и сукноделие (особенно в сёлах КородаРугуджа), плетение циновок из шерсти с добавлением осоки, обработка кож, чеканка по меди, изготовление оружия и серебряных украшений (в сёлах Ругуджа, СогратльГоцатльЧохУнцукульГамсутль), резьба по камню и дереву (в сёлах Чох, Ругуджа и других). С конца XIX века получило широкую известность производство различных изделий (сосудов, шкатулок, тростей, трубок) из кизилового дерева с медной, серебряной, мельхиоровой насечкой; главным центром этого промысла стало село Унцукуль.

Национальная одежда

Общие кавказские традиции проявляются также в национальной одежде

Самой распространенной верхней мужской одеждой является бешмет, в зимнее время он утеплялся подкладкой. Под бешмет надевается рубаха, головным убором служит большая папаха. Что же касается женских костюмов, то они довольно разнообразны.

Аварские женщины носят одежду, украшенную местными этническими элементами – по украшениям, расцветке платка, узорам можно угадать, из какого селения женщина родом

Аварские свадебные костюмы

Чаще всего наряд состоял из длинной просторной рубахи, скроенной из прямых кусков материи, с присборенными рукавами и округлым вырезом у шеи. В некоторых районах его подпоясывали ярким кушаком, длина которого доходила до 3 м. Богатые аварки использовали для этого кожаный пояс с серебряными застежками, надевали поверх рубахи расклешенные шелковые накидки.

При этом замужние и пожилые женщины предпочитают одежду приглушенных оттенков, а вот девушкам позволительно наряжаться более ярко. Молодые девушки предпочитали ткани зеленого, синего, красного оттенка, а женщины в возрасте и замужние выбирали черные и коричневые цвета. Традиционный головной убор — чухта: чепец с мешочками для кос, поверх которого повязывали платок.

 Фольклор

Аварцы имели развитый фольклор. Основными его жанрами были героические песни (например, «Сражение с Надир-ханом»), исторические песни, лироэпические песни (лахъи балай — «длинная песня»), песни-плачи, исполняемые мужчинами с инструментальным сопровождением; женские песни (колыбельные, любовные). Песни исполняются в один голос, используются диатонические лады. Традиционные аварские музыкальные инструменты — чагана (смычковый);(Tlaмур, пандур), (Зурма-къили, зурна-къали); чагур (струнный), , ясты-балабан и зурна (язычковые), лалу (вид свирели), бубен тэп, барабан гавал.

Чагур

Аварская музыка отличается яркой самобытностью. Специалисты уже давно заметили, что в музыке аварцев преобладают натуральные минорные лады, больше всего – дорийский. Распространен двухдольный и трехдольный метр. Один из характерных размеров – 6/8. Встречаются также сложные и смешанные размеры.

Аварские мужчины поют эпико-героические песни. Они отличаются трехчастной структурой мелодии. Крайние части выполняют роль вступления и заключения. А в средней (речитативного склада) излагается основное содержание поэтического текста.

Типичный женский жанр: лирическая песня. Для женской манеры вокального исполнения характерно «горловое» пение. Преобладает также сольное пение с инструментальным сопровождением.

Встречаются и унисонное ансамблевое (женский дуэт) и хоровое (мужское) пение. Для старинных лирических песен характерна диалогическая манера пения. Маршевые и танцевые мелодии используются как самостоятельные произведения. Женское пение часто сопровождается бубном. Помимо национальных инструментов у аварцев широко распространены гармоника, баян, аккордеон, балалайка, гитара. Традиционный инструментальный ансамбль – зурна и барабан. Первые записи народной аварской музыки были сделаны во второй половине XIX века.

Кухня

Основу питания у аварцев составляет хинкалботишалычурпа и курзе, которую обычно подают вместе с мясной пищей.

Традиционно в рационе питания аварцев присутствует много мяса, в основном это баранина и говядина. Из них варят наваристые супы, делают начинку для мучных блюд, жарят шашлык. Самыми известными являются чурпа чечевичная, чурпа из щавеля, панк-чурпа, чурпа обычная.

Визитной карточкой аварской кухни является сушеное мясо. Во времена, когда не было холодильников, сушеное мясо позволяло на длительное время сохранять его питательные свойства. К сушеному мясу готовится много блюд, в частности кукуруза с фасолью или фасолевый суп из сушеного мяса.

Не менее популярным блюдом у аварцев является хинкал  (от авар. хинкӀал, где хинкӀ — галушка, варёный кусочек теста + ал — суффикс мн. ч.). Представляет собой сваренные в мясном бульоне кусочки теста (собственно «хинкалины»), подаваемые с бульоном, варёным мясом и соусом. Аварский хинкал не стоит путать с грузинским хинкали, представляющим собой существенно иной тип блюда.

Аварский хинкал

К традиционным блюдам аварской кухни относятся также чуду или ботишалы, представляющие собой круглые тонкие лепешки из теста с различной начинкой. Лепешки наполняются творогом с зеленью или мятым картофелем с зеленью и обжариваются на плоской сковороде. Подаются смазанными маслом или сметаной и разрезанными на 6-8 частей по диаметру. Употребляются руками.

Другой изюминкой аварской кухни является курзе. Чем-то напоминающее пельмени или манты. Но курзе немного больше, имеют форму капли, начинка в них острее, а защелкиваются они обязательно косичкой. В результате в курзе можно положить даже жидкую начинку, например взбитые с зеленью сырые яйца. Наиболее популярны национальные сладости: бахух (халва), воздушная кукуруза, грецкие орехи с мёдом.

 Пословицы и поговорки

Образ жизни и воинственный нрав аварцев нашли отражение в народной мудрости: пословицах и поговорках, значительная часть которых посвящена воинскому делу и принципам.

БахIарчи чол кьолонив холев. Герой умирает в седле.

ХІамида кьили рекъолареб, чода гьакибер рекъолареб. Ослу седло не подходит, коню колесо.

Хъубаб хІориниса бацІцІадаб лъим чвахулареб. Из грязного пруда чистая вода не вытекает.

БетIергьанчиясда аскIоб, гьвеялдаса кетоги бергьунеб. В присутствии хозяина и кошка победит собаку.

ВатIан цIунун хварав чи, хабалъ чIаго вукIуна. Кто родину защищая погиб, тот и в могиле жив.

Росулъ гьудул гьаве, нухда гьалмагъ ккве. В ауле друга надо иметь и в дороге товарища.

Цо чиясул бо гIоларо, цо гьецIоялъул си гIоларо. Из одного воина войско не составится, из одного камня башня не выстроится.

Кинавго имам Шамил гІадав вахъинчІев, Кинавго бахIарчи ХІажимурад гІадав лъугьинчІев. Не каждый имам Шамилем стал, Не каждый герой Хаджимурадом стал.

ЦIурахинкIазулги, лъикIаб букIунаро бо. От войска, если оно даже из вареников, добра не жди.

ХIалтIарасда лъала хинкIазул тIагIам. Только трудившийся поймет вкус хинкала.

ГъалбацIалъ нахъе цIоко тола, гIадамас цIар тола. Лев после себя шкуру оставляет, человек имя.

АхІмакъасда кодоб тІилги кьвагьулеб В руках дурака и палка выстрелит.

БетIер хIалтIичIони — хIатIал свакала Если голова не работает, ноги устают.

Алжан щвечIони, жужахIгIаги хIакъаб. Если в рай не попадешь, будет хотя бы ад.

БацIил кьер хисула, гIамал хисуларо. Волк меняет окраску, но не привычки.

Мун гъалбацI ватани, гІадамалги гІанкІал гурел. Если ты лев, то и другие не зайцы.

МагIида бан тезе туманкI босуге, хинкIал чIвазе гIоло ханжар борчунге. Не бери ружье, которое не стреляет, не носи кинжал, который не убивает.

Хвалчадул къвакIиялдаса, къалмил тамахлъи бергьунеб. Мягкость карандаша твердость сабли побеждает.

Кьабулареб бахъуге, Кьвагьулареб борчунге. Если не решишься колоть, не вынимай, Если не решишься стрелять, не носи.

ЛъикIав чиясе цо рагIи, лъикIаб чодуе цо цIал. Хорошему человеку одного слова достаточно, хорошему коню одного удара плетью.

Документальные фильмы

  1. Аварцы. Кто они? История и происхождение народа. https://www.youtube.com/watch?v=rwhR5iqnQr0
  2. История аварцев. Волк на знамени. Границы ханства. https://www.youtube.com/watch?v=SmnhuDmMIoY
  3. Аварцы. История происхождения народов Дагестана. https://www.youtube.com/watch?v=T1i2_ornm7c
  4. Аварцы. https://www.youtube.com/watch?v=PJtnchf73pE
  5. Аварцы. Свадебный характер. https://www.youtube.com/watch?v=NjUb9vDF16U
  6. Обряд узнавания невесты в с. Тлайлух Хунзахского района. https://www.youtube.com/watch?v=AmDD5O9B9tc
  7. Новый аварский сборник последних хитов. Июнь 2021 г. https://www.youtube.com/watch?v=-6YaOvYHZjk
  8. Курзе. Дагестанские пельмени. Кавказская кухня. https://www.youtube.com/watch?v=vGKSyFp2pew

Что можно почитать: 

  1. Ибрагимов М.-Р. А. Этническая демография Дагестана: аварцы и андо-цезские народы во второй половине XIX – начале XXI в. // ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2012. № 3. С. 105–117. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-demografiya-dagestana-avartsy-i-ando-tsezskie-narody-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xxi-v
  2. Исаев Ш.М. Айтберов Т.М. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНА «АВАР» В СВЯЗИ СО СТАНОВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ВО ВНУТРЕННЕМ ДАГЕСТАНЕ // ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 33. 2020. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-termina-avar-v-svyazi-so-stanovleniem-gosudarstvennosti-vo-vnutrennem-dagestane/viewer
  3. Лузин Л.Н. Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. Челябинск: АвтоГраф, 2012. 408 с.
  4. Магомедов Р.М. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1971. 135 с. Режим доступа: https://instituteofhistory.ru/media/library/publication/files/Магомедов_Р.М._Дагестан._исторические_этюды._Махачкала_1971_dZ0O6j6.pdf
  5. Нуцальство в средние века // Хунзахский район. Официальный сайт. Режим доступа: http://khunzakh.ru/region/history.php?ELEMENT_ID=3299
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.