22 окт 2021г. 1218
Азербайджанцы

Азербайджа́нцы — тюркоязычный народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо-западного Ирана. Помимо Ирана и Азербайджана традиционно проживают на территории современных России (Дагестан), Грузии (Борчалы) и Турции (Карс и Ыгдыр). В Дагестане азербайджанцы официально признаны коренным малочисленным народом.

ПроисхождениеПроисхождение азербайджанцев

Процесс формирования азербайджанцев, как единого народа, происходил на исторических землях, ограниченных на севере Большим Кавказским хребтом, на юге – рубежом Султанийе – Зенджан – Хамадан, на западе – Восточной Анатолией и горными хребтами Алагёз (включая бассейн озера Гёйча), на востоке – Каспийским морем. Происхождение азербайджанцев до сих пор остаётся спорным вопросом. Мнения специалистов совпадают в том, что азербайджанцы – это результат смешения древних тюркских и ираноязычных племён, но расходятся по вопросу сроков расселения этих племён на указанной территории.

Нынешние азербайджанцы культурно и лингвистически близки туркам, однако по происхождению (генетически и антропологически) они в большей степени близки самым древним кавказским и ближневосточным народам (иранцам).

В процессе этногенеза азербайджанцев участвовало также древнее коренное население Атропатены и Кавказской Албании, смешавшееся с мигрировавшими сюда в I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. ираноязычными и тюркоязычными племенами. В XI веке нашей эры с завоеваниями сельджукидов огузские тюркские племена начали перемещаться по иранскому плато на Кавказ и Анатолию. Приток огузов и других туркменских племен был еще более усугублен монгольским нашествием. Здесь огузские племена разделились на несколько меньших групп, некоторые из которых (в основном, сунниты) перебрались в Анатолию (то есть более поздние оттоманы) и стали поселенцами, а другие остались в Кавказском регионе, а позже (из-за влияния Сафавия) превратились в анклав шиитского ислама в регионе. К концу XV века завершилась тюркизация населения Азербайджана и сформировался современный тюркоязычный азербайджанский народ.

История (+появление на Южном Урале)

Азербайджанцы – один из народов, имеющих древнейшие в мире традиции государственности. История государственности азербайджанского народа насчитывает примерно 5 тысяч лет. Первые племенные объединения и государственные образования на территории современного Азербайджана зародились еще в конце IV – начале III тыс. до н.э. В I тысячелетии до н.э. – начале I тысячелетия н.э. на данной территории существовали такие сильные государства как Маннейское, Скифское и Массагетское  царства, Атропатена и Албания. Эти государства сыграли важную роль и в древнейшей этнополитической истории региона, и в процессе формирования на его территории единого народа.

С III в. территория современного Азербайджана входила в состав Сасанидской империи, а с VII в. – Арабского халифата. Принятие в VII в. в Азербайджане ислама дало сильный толчок формированию единого народа, оказало решающее влияние на ускорение этого процесса. Возникновение религиозного единства тюркских, а также ряда нетюркских этносов способствовало формированию на всей территории Азербайджана единых обычаев и традиций, расширению и укреплению родственных связей, углублению процесса консолидации. При этом в северных районах Азербайджана было распространено христианство.

Национальная одежда азербайджанцев

Начиная с конца 70-х годов IX века, положительное влияние на дальнейшее углубление экономических и культурных связей в масштабах всей страны, на преодоление межэтнических противоречий и ускорение процесса формирования единого азербайджанского (тюркского) народа оказало нахождение всех земель в составе единого азербайджанского тюркского государства – государства Саджидов. Государство Саджидов, существовавшее на протяжении более полувекового периода 879-941 годов, в период наибольшего могущества охватывало обширные территории от Зенджана до Дербента, от побережья Каспия до городов Ани и Дабиль. Нанесение Саджидами поражения грузинским и армянским феодалам, пользовавшимися покровительством ориентировавшей их на восток – на Азербайджан Византийской империи, и их подчинение сыграли важную роль в сохранении государственности, территориальной целостности Азербайджана и укреплении этнополитического единства азербайджанцев. Именно применительно к этому периоду, можно сказать, что на территории всего Азербайджана завершился процесс распространения дастанов «Китаби Деде-Горгуд», являющихся шедевром азербайджанской и общетюркской литературы.

В середине XI века – в важный переломный момент в истории Ближнего и Среднего Востока, была образована Великая Империя Сельджуков, объединившая обширные территории - от Центральной Азии до берегов Средиземного моря, и от Дербентского прохода до Персидского залива. Земли Азербайджана вошли в состав очередного огузо-тюркского государства – Сельджукской Империи.

Спустя 100 лет, с ослаблением сельджукского государства, внутри него возвысился кыпчакский (половецкий) гулям Шамс ад-Дин Ильдегиз, который в 1136 году получил в качестве икта (владения) Арран, а затем овладел также провинцией Азербайджан и, получив наследственный титул атабека, стал практически опекуном ослабевших сельджукских султанов и полновластным хозяином остатков распадающейся сельджукской империи; его сын Кызыл-Арслан в 1191 году даже отнял у сельджуков титул султана. В это время атабеки, овладевшие Западным Ираном, приходят в столкновение с хорезмшахами, овладевшими Восточным Ираном; в конце концов, государство атабеков было уничтожено последним хорезмшахом Джалал-ад-дином в 1225 году.

Монгольское нашествие стало самым страшным периодом в истории Азербайджана: многие города были стёрты с лица земли, их население безжалостно уничтожалось. Значительная часть территории современного Азербайджана лежала в руинах.

В XIII огромные разрушения принесли в регион монгольские нашествия, в результате которых значительные территории Азербайджана были опустошены, крупнейшие города уничтожены, а население (особенно в захваченных городах) массово истреблялось. Через несколько десятилетий после монгольского нашествия территория современного Азербайджана в 1258 году включается в состав Монгольского Ирана Хулагуидов.

Лагич Лахыдж Азербайджан

После падения монгольской династии в Ширване вновь возрождается государство Ширваншахов. В Азербайджане (юг Аракса) на месте бывшего государства Ильдегизидов в 1410 году образуется новое туркманское государство Кара-Коюнлу со столицей в Тебризе, возглавляемое огузским племенем Ивэ. Спустя полвека в 1467 году государство Кара-Коюнлу завоёвывается родственным туркманским племенем Ак-Коюнлу с территории восточной Анатолии.

К XV столетию жители территорий современного Ирана и Азербайджана считали себя одним народом и говорили на одном языке.

В XV-XVIII веках восточные империи с обширными территориями, такие как Гарагоюнлу (Кара-Коюнлу), Аггоюнлу (Ак-Коюнлу), Сефевидов, Афшаров – непосредственно управлялись азербайджанскими династиями. Так, начиная с конца XVIII века, Ираном правила азербайджанская династия Гаджаров. Это положительно отразилось на развитии внутренних и международных связей Азербайджана, расширило сферу его военно-политического влияния и ареал функционирования азербайджанского языка, создало благоприятные условия для расцвета материальной и духовной культуры азербайджанского народа.

Первый период правления иранской династии Сефевидов азербайджанцы доминировали в управлении Персией, а местный вариант тюркского языка и персидский язык испытывали сильное взаимное влияние. После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, на территории проживания азербайджанцев образовались два десятка полунезависимых ханств, в основном во главе с азербайджанскими тюркоязычными династиями. Последовавшие в начале XIX века русско-персидские войны привели в 1828 году к разделу регионов проживания азербайджанцев по реке Аракс, согласно Туркманчайскому договору, по которому северный Азербайджан (современная Азербайджанская Республика) перешёл под контроль Российской империи, а южный (Иранский Азербайджан) остался в составе Персии.

После распада Российской империи в 1918 году была провозглашена первая на мусульманском Востоке парламентская демократическая республика — Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), просуществовавшая два года. В результате советизации Азербайджана была образована Азербайджанская ССР. К 1925 году в Азербайджанской ССР проживало 1 241 758 азербайджанцев, составлявших 59,6 % населения республики, а также 45,028 тюрок Персидского Азербайджана (то есть иранских азербайджанцев).

После событий августа 1991, 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», а 18 октября был принят Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики», который учредил основы государственного, политического и экономического устройства независимого Азербайджана. 29 декабря в Азербайджане прошёл референдум о государственной независимости, на котором за независимость проголосовало 99,58 % участников референдума.

Появление азербайджанцев на Южном Урале связано с несколькими волнами миграций в советский период (преимущественно интеллигенция) и более активной временной трудовой миграцией в постсоветский период. В 70-х годах прошлого века азербайджанцев заносило на Южный Урал несколькими потоками. Первый — по линии МВД, молодых мужчин направляли служить в милицию. Большинство из них осталось в области. Вторая волна — коммерческая. Южане везли уральским женщинам цветы на 8 Марта.

Численность

Численность азербайджанцев в мире точно не известна, так как данные по количеству проживающих в Иране азербайджанцев варьируются от 12 до 30 млн. человек. На территории непосредственно Азербайджана проживают свыше 8 млн. азербайджанцев, в Турции – около 800 тыс. чел., в Грузии – свыше 200 тыс. человек.

Год

Россия

Челябинская область

1926

28000

 

1939

43000

 

1959

71000

 

1970

96000

 

1979

152000

 

1989

336000

3475

2002

622000

7213

2010

603070

7379

 

В России азербайджанцы делятся на две категории: представители малочисленного коренного народа (Дагестан, около 130 тыс. чел.) и представители азербайджанской диаспоры (другие регионы страны). Общая численность согласно переписи 2010 г. составляет около 600 тыс. чел., однако с учетом нелегальных трудовых мигрантов может достигать 2 млн. чел.

Приблизительная численность азербайджанцев, которые сегодня проживают по всему миру, составляет 50 миллионов человек. Удивительно, но большая часть из них проживает в Иране — по некоторым данным, около 30 миллионов. Следующим в списке идет, собственно, Азербайджан — 8,2 миллиона.

При этом согласно данным Челябинскстата за 2010-2020 гг. в Челябинскую область прибыло 2423 гражданина Азербайджана, а уехало 1277 человек. Таким образом, численность азербайджанской диаспоры в регионе возросла на 1146 чел.

Язык

Азербайджанский язык (также упоминаемый как азербайджанский тюркский) является тюркским языком, на котором говорят, прежде всего, азербайджанцы, которые сосредоточены, в основном, в Закавказье и Иранском Азербайджане. Язык имеет официальный статус в Азербайджанской Республике и в Дагестане (федеральный субъект России). Однако он не имеет официального статуса в Иранском Азербайджане, где проживает большинство азербайджанцев. На нем также говорят в азербайджанских общинах Грузии и Турции, а также в диаспорах, прежде всего в Европе и Северной Америке.

Современный алфавит азербайджанского языка различается в зависимости от регионов проживания. В Дагестане с советских времён остался кириллический, в Иране пользуются арабицей, а в Азербайджане создали новый вариант: латинский на основе турецкого

Этот язык является частью огузской ветви тюркских языков. Он имеет две основные ветви: североазербайджанский (в Азербайджанской Республике и в России, на основе ширванского диалекта) и южноазербайджанский (в Иране, на основе табризского диалекта). Он тесно связан с турецким, кашгайским, гагаузским, туркменским и крымско-татарским языками.

Азербайджанский язык развился из восточной ветви огуз-тюркской (западно-тюркской) ветви языков, которая в изобилии распространилась на Кавказе, в Восточной Европе и в Северном Иране, а также в Западной Азии во время средневековых тюркских миграций. Персидский и арабский влияли на данный язык, но арабские слова, в основном, передавались посредством литературного персидского языка. На азербайджанский и узбекский языки иранские наречия оказали самое глубокое влияние - главным образом в фонологии, синтаксисе и лексике, в меньшей степени в морфологии.

Современная ситуация

Внутренние миграционные процессы советского времени и постсоветская эмиграция азербайджанцев из Азербайджана и других республик бывшего СССР привели к тому, что сегодня азербайджанцы в той или иной степени представлены в большинстве регионов России. Активно заняты в сферах торговли и общественного питания, значительная часть переселенцев советского периода относится к интеллигенции (почти 50% прибывавших в то время азербайджанцев имели высшее образование).

В начале голодных 90-х, когда еще не заработали рыночные механизмы, азербайджанцы своей коммерческой активностью помогали жителям области элементарно выжить — привозили на Южный Урал мясо из Казахстана, одежду и шпроты из Прибалтики, яблоки из Польши и с Кавказа

и т. д. Сейчас они трудятся во многих отраслях — строительстве и промышленности, здравоохранении и культуре, в сельском хозяйстве и торговле, в энергетике и милиции.

Выдающиеся деятели

Первым азербайджанцем, вошедшим в историю области, был Чингиз Ильдрым. В 1929—1934 годах он работал заместителем генерального директора ММК по строительству. «Наш человек возвел Магнитку», — гордо говорят азербайджанцы. В 1937 г. он был репрессирован.

Среди южноуральских азербайджанцев есть известные люди. Директором ОАО «Балканы» является Мубариз Аббасов, которого избрали депутатом Увельского муниципального района. Рафаил Кулиев, предприниматель, уже более 20 лет возглавляющий азербайджанский культурный центр «Озан». Рагиб Абдуллаев — заслуженный       тренер России по кикбоксингу, президент Федерации универсального боя Челябинской области. Хаял Джаниев — талантливый тайбоксер, чемпион Европы и мира.  Его брат Турал Джаниев также профессионально занимается тайским боксом. Гусейн Аширов – заведующий  палатой реанимации и интенсивной терапии, врач-анестезиолог-реаниматолог в ОКБ № 4.

Традиции и обряды

Нормы ислама издревле определили главенствующую роль мужчины. Его задача состояла в обеспечении семьи жильем и финансами. Участия в домашних делах и воспитании детей мужчина не принимал. Его слово было законом для жены и не оспаривалось, к женщинам относились пренебрежительно.

Чахчур

Женщина у азербайджанцев всегда была на вторых ролях. Главная ее задача — следить за хозяйством, не выходить на улицу и воспитывать детей. Всю работу по дому женщины делали сами, в том числе кололи дрова и носили воду. После замужества им приходилось слушать не только мужа, но и всех его старших родственников. В родной семье, помимо отца, законом было слово братьев.

После свадьбы невеста приходила в дом мужа. Традиционно к этому времени родители готовили для сына отдельное жилье, в ряде селений принято было жить с родителями. Невестке запрещалось первой заговаривать со свекрами, а в случае диалога требовалось прикрывать рот уголком платка.

Гостеприимство азербайджанцев широко известно. В Азербайджане принять гостя умеют с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения зайти в гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом вопросе никто не будет – желание гостя – закон, поэтому всегда можно договориться с радушным хозяином на другое время визита. Часто хозяин или другой собеседник дарят гостю подарки, причем зачастую не самые дешевые, поэтому рекомендуется иметь при себе небольшой набор сувениров или подарков. Местные женщины, особенно это заметно в сельских районах, обычно не вмешиваются в беседу хозяина с гостями, даже если среди них тоже есть представительницы прекрасного пола. Они накроют и подадут на стол, но наверняка откажутся разделить трапезу с иностранными гостями, поэтому настаивать на этом не стоит. Повышенное внимание к хозяйке дома, или попытка вовлечь ее в беседу, также может быть воспринято неодобрительно.

При входе в дом следует обязательно снять обувь и следовать распоряжениям хозяина. Обычно сначала на стол подают чай. Оригинальной азербайджанской посудой, предназначенной для питья, являются стаканы «Армуду» или иначе «Богмалы». Оба названия связаны с формой этих стаканов и ассоциациями, которые они вызывают в сознании народа. Без них трудно себе представить чаепитие азербайджанцев. По своей форме стаканы Армуду напоминают классическую фигуру восточной женщины. Середина подобна ее талии – это самая тонкая часть стакана, отсюда и название «Богмалы», что в переводе означает «стесненный». Другое название стакана – «Армуду», как уже было отмечено, также связано с его формой. «Армуду» в переводе означает «грушеподобный», так как по форме они на самом деле напоминают грушу.

Стаканы Армуду, которые могут быть стеклянными, фарфоровыми, фаянсовыми, серебряными и т. д., и самовар составляют прекрасный чайный сервиз, являющийся достоянием каждой азербайджанской семьи. Хотелось бы отметить, что родиной самого древнего самовара, которому более 4 тысяч лет, является Азербайджан.

Нижняя и верхняя части стаканов Армуду напоминают национальные казаны (кастрюли). Это сходство не случайно, так как оба предмета – это продукт людей одной социально-культурной среды.

Азербайджанский чайный стол

Кроме эстетических преимуществ, стаканы Армуду имеют и теплофизические. Они заключаются в том, что их тонкая талия не пропускает поднимающийся со дна поток теплой части жидкости. Этот поток как бы отражается и при этом получает дополнительную энергию, благодаря которой снова возвращается на дно. Но при этом небольшая часть, поступившей со дна уже охлажденной жидкости проходит через тонкую «талию» в верхнюю часть стакана. Это очень удобно для того, кто пьет чай, так как чай в стаканах Армуду охлаждается не сразу. К тому же, небольшая емкость этих стаканов (100 грамм) требует не очень много времени, чтобы допить все их содержимое. При этом не теряются вкусовые качества чая – он выпивается свежим. Специфичным является то, что стаканы доверху не наполняются: на 1-2 см сверху оставляется место, которое часто бывает выделено ободком. Это расстояние в народе называют «додаг йери», что буквально переводится как место для губ.

Все это доказывает, что чаепитие для азербайджанцев – это культурно-эстетическое достояние, имеющее свои правила и приемы, рассчитанные на то, чтобы оно стало приятным и интересным.

Одной из интересных народных традиций азербайджанцев является празднование Новруза. Новруз – праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую – огонь, в третью – земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.

В Новруз совершается особенно много обрядов и ритуалов. Например, вечером каждая семья должна на крыше своего дома зажечь столько факелов, сколько человек проживает в данной семье. Все должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом заклинание. После того, как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу. Это символизирует то, что невзгоды всех, кто перепрыгнул через костер, были уничтожены и выброшены далеко за пределы дома.

Среди предпраздничных обрядов, основным считается обряд приготовления ритуальной пищи сэмэни (каши из пшеницы), которая является символом плодородия природы и человека и имеет культовое значение. Церемония приготовления сэмэни сопровождается ритуальными песнями и танцами.

В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет. Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя, это является признаком несчастья.

Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии. Начинаются они с предварительного оповещения...

Предварительное оповещение. Родственники жениха отсылают в дом девушки близкого родственника. Он должен сказать о намерении прийти на сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это согласия. В таком случае самый уважаемый из рода жениха старается получить согласие у родителей девушки.

Малое сватовство. Согласно обычаю, первыми в дом девушки приходят две женщины – мать жениха с одной из близких родственниц. Как только женщины приходят к соглашению, должны встретиться главы двух семейств – отцы. Отец жениха приходит в дом невесты с тремя уважаемыми людьми. Всем своим поведением они дают знать о своих намерениях. С первого раза отец девушки не дает согласия. Он должен посоветоваться с дочерью и спросить ее мнение. Если она молчит, то ее молчание является знаком согласия. Однако окончательного согласия все-таки не дают. Оно дается на большом сватовстве. Потому что главные слова должны сказать главные люди в роду.

Сватовство. Отец жениха приглашает в дом близких родственников. Они сообща принимают общее решение о сватовстве. Девушки со стороны жениха встречаются с будущей невестой и узнают ее мнение. Затем ее матери сообщают число сватовства. Домашние невесты советуются с ней. Сваты приходят в назначенный день. Если сторона девушки не согласна, им отвечают отказом. Если согласна, то просят время подумать. Через некоторое время родственники жениха снова приходят в дом девушки. В этот раз родственники девушки дают свое согласие. В день большого сватовства сваты вновь приходят в дом невесты. Их сажают во главе стола. Родственники девушки тоже присутствуют, все кроме матери невесты и самой невесты – ее уводят в этот день из дома. Отец жениха вновь спрашивает родственников невесты, каков их ответ. «Пусть благословит их Аллах», – отвечают те. Сидящие за столом говорят: «Аминь». Новые родственники поздравляют друг друга. Сестра девушки приносит чай. Иногда подают обед. После того, как сваты ушли, сестры невесты идут за ней, поздравляют и провожают ее домой.

Маленькое обручение. После сватовства в течение месяца родственники жениха должны прийти в дом невесты для маленького обручения. В этот день собирается 25-30 человек: подруги невесты, ее ровесницы. Они садятся вокруг невесты. Приходят родственники жениха, приносят с собой кольцо, платок и сладости. Сестра жениха, его брат, невестка или отец надевают кольцо на палец невесты, накидывают платок на ее плечи, затем дает надкусить что-то из сладостей, а вторую половину относят жениху. Затем начинается праздничное застолье, веселье. После ухода родственников жениха начинается девичник. Невеста по очереди кладет правую руку на голову незамужних подружек, дает им примерить свое кольцо. Говорят, кто из них первый примерит кольцо, та первой и замуж выйдет. Затем подружки расходятся, они уносят с собой сладости.

Традиционный быт

Традиционные занятия сельского населения Азербайджана - земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры - пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс.

Ведущим занятием живущих на приморской равнине Дагестана азербайджанцев было земледелие, имевшее многоотраслевой характер. Основными культурами были зерновые и, прежде всего, пшеница. Широко использовалось искусственное орошение, в том числе и рисовые чеки. Существовала развитая система распределения воды по селениям через ирригационные устройства. Народная селекция создала в Дагестане сорта риса и пшеницы сары-бугда (истамбул-бугда, или арнаутка), аг-бугда. Хорошо известна была высокоурожайная пшеница терекеме будай (терекемейская пшеница). Широко распространено было выращивание шафрана. Интенсивно развивалось во второй половине XIX века выращивание марены, шедшей на производство красителей для шёлка, шерсти и хлопчато-бумажных тканей. Мареноводство и шелководство здесь были древними занятиями, поставлявшими продукцию для внешней торговли.

Значительной отраслью было и скотоводство мясо-молочного направления. Особенностью местного сельского хозяйства было использование буйволов в качестве тягловой силы.

Важными занятиями терекемейцев были добыча и продажа ими соли и нефти, преимущественно горцам.

Традиционными занятиями азербайджанцев в Дагестане являются ковроткачество, златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня и др. С 1920-х годов индустриализация региона открыла новые возможности для населения Дагестана.

Азербайджанские ковры

В горных районах азербайджанцы селились скученными поселениями, расположенными террасами. Дома строили из необработанного камня или сырого кирпича, покрывали дерном или делали двускатные крыши. Часто они стояли так близко друг к другу, что разъехаться двум всадникам было проблематично.

На равнинах практиковали хаотичное расположение домов, окруженных усадьбами или небольшими дворами. Их строили из тех же материалов, делали многокомнатными и двухэтажными. На первом размещали скот и хозяйственные помещения, на втором жили, дополняя его открытыми террасами. Их использовали, как мастерские или сушили в них фрукты.

По всему Азербайджану были широко распространены джораб - вязаные носки. Их вязали из шерстяных и шелковых ниток домашнего производства и окраски. Джорабы носили мужчины и женщины, дети и старики. Азербайджанские джорабы отличались богатым орнаментом и яркостью красок. Их орнаменты напоминают узоры ковров, вышивок, набоек и тканей. Носки были длинные, до колен, и короткие, выше щиколоток.

Позже появились деревянные дома с двускатной крышей. Чердак использовали для хранения запасов или выращивания тутового шелкопряда. Спали на циновках прямо на полу: днем их сворачивали и убирали. Обогревали жилище очагом, типа камина, в холодное время года дополнительно затапливали печки.

Декоративно-прикладное искусство

Азербайджанские традиционные ремёсла - ковроткачество, златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, шерстяное, шёлковое и бумажное ткачество, валяние шерсти, выделка кожи, плетение циновок и др., изготовление тесьмы (бафта), узорчатых поясов (туманбагы), шнурков и позументов, вязание шерстяных носков (джорабы) и др.

Национальная одежда

Азербайджанская национальная одежда – плод народной материальной и духовной культуры, прошедшей долгий и очень сложный путь развития. Будучи тесно связанными с историей народа, костюмы представляют собой один из ценных источников изучения его культуры. Национальные костюмы больше, чем все другие элементы материальной культуры, отражают национальные особенности народа и принадлежат к числу стабильных этнических признаков. Играя роль вспомогательного материала в деле выяснения вопросов этногенеза, определения вопросов культурно-исторических связей и взаимного влияния между народами, костюмы зависят от уровня хозяйственных отраслей и от географических условий.

Традиционное искусство и символика кялагаи (традиционного платка), его изготовление и ношение включены от Азербайджана в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Традиции в одежде на территории Азербайджана сохранялись в своей самобытности благодаря разнообразию естественно-географических условий и исторически обусловленной неравномерности в развитии социально-экономической жизни и культуры. Одежда отражала особенности хозяйственно-культурного развития той или иной зоны страны.

Азербайджанская женская одежда конца XIX — начала XX в. состояла из нижнего и верхнего платья, а также покрывала — чадры. Местные различия в одежде касались отдельных деталей, не меняя общего облика национального костюма. Нижнее женское платье заключало туникообразную рубаху (кёйнек), различного покроя юбки (шелте, джют-туман) и штаны — узкие (дарбалаг) и широкие (джютбалаг). Верхнее платье состояло из верхней рубахи (уст кёйнек), короткой одежды — архалыг, распространённой в основном в юго-западной зоне Азербайджана, в западных районах известен как кюляджа, а на Апшероне — дон. В районах Гянджи и Шеки носили также одежду с рукавами и вырезками под мышкой — леббаде. Поверх архалыга носили кожаный или бархатный пояс (кемер). Женщины из богатых семей носили золотые или серебряные пояса. На ноги надевали яркие разноцветные носки-гетры (джораб), орнамент узора которых сходен с местным ковровым орнаментом. При выходе из дома надевали поверх носков туфли (башмаг) с острыми загнутыми вверх носками. На шею богатые женщины надевали ожерелье из продолговатых бус в форме ячменя — арпа. Заплетая волосы в косы, женщины прятали их в парчевый узкий чехол — чутгу. Головной убор обычно состоял из невысокой шапочки с круглым плоским донышком и прямым ободком. Поверх шапочки повязывали небольшой шёлковый платок кялагаи. Волосы, ладони, ногти красили хной.

Национальная одежда азербайджанцев

Азербайджанская мужская одежда состояла: нижняя — из нательной рубахи (кёйнек) и кальсон (дизлик), верхняя — шалвар и архалыга. Архалыг подвязывали поясом или кушаком (гуршаг). Поверх архалыга надевали чуху, в холодных предгорных районах — баранью шубу (кюрк) или бурку (япынджы). Шаровары шили в основном из домотканой шерсняной материи (шал). Поверх архалыга молодые надевали серебряный или кожаный пояс, отделаный бляшками. Существовало три фасона чухи — со сборками, со складками и с сочетанием сборок и складок. Грудь чухи была открытой; иногда по бокам от грудного выреза располагались газыри (везне) — гнёзда для патронов. В сельских местностях обычно носили шубу с очень длинными (до земли) суживающимися к концу ложными рукавами. Горожане носили кожаные башмаки с загнутыми вверх носками — чарых, распространены были сапоги с длинным и коротким голенищем — маст. Почти все мужчины носили усы и бороду. Под шапкой (папах) носили вышитую шапочку (арахчын) из белой ткани.

Фольклор

Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов. А современные мотивы во многом до сих пор напоминают народные традиции, поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизованы под творчество ашугов.

Национальный колорит всегда прослеживается и в танцевальном искусстве. Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными.

Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных.

Кухня

Географическое положение этой страны отразилось на питании людей. Разнообразие зелени и овощей, использующихся в приготовлении многих блюд, - тому доказательство. Потому-то пища азербайджанцев богата витаминами, иной раз необычно острая, пряная, с непривычным для жителей средней полосы России и европейцев вкусом.

Азербайджанская кухня имеет много своих отличительных особенностей. Здесь широко распространены молочные и овощные, мучные и сладкие, мясные и рыбные блюда. Огромное количество используемой при приготовлении зелени придает еде удивительный, неповторимый аромат и вкус. Азербайджанские повара не обходятся без сумаха; шафрана; кисличника; зеленого лука; базилика; петрушки; кориандра; кинзы; и другой зелени. Из мясной и рыбной продукции большее предпочтение отдается баранине, чем говядине, рыбе и птице. Свинина здесь запрещена вовсе, как и использование в качестве ингредиентов алкогольных напитков. Рыба же употребляется чаще речная либо каспийская.

Долма

Особое место занимают в меню Азербайджана шашлыки, которые готовятся на углях в мангалах. Любят в горной стране также блюда, приготовленные в тандыре.

Азербайджанская народная кухня интересна еще и тем, что она может стать доказательством прошлого страны. Основным фактом считают названия блюд - многие из них имеют тюркские корни. А в них самих гурманы безошибочно угадывают иранские нотки. Однако азербайджанские традиции, несмотря на различия в регионах, хорошо прослеживаются. Например, в отличие от других кухонь Закавказья, здесь часто готовят рыбу, особенно красную: лосося, осетрину. Из нее делают шашлыки на мангале, жарят на гриле, парят с добавлением фруктов, овощей, орехов и пряностей. Мясо - главный ингредиент блюд всех южан. Здесь гурманы отдают предпочтение баранине, чаще в пищу употребляют молодых ягнят. Да и другие виды мяса используют, стараясь брать молодых животных. Это обусловлено тем, что готовят большей частью на открытом огне, сам процесс получается быстрым, а старое мясо за это время не успевает стать мягким и сочным.

Овощи, зелень, фрукты составляют половину порции. Их подают как свежими, так и в отварном либо жареном виде. Больше всего используют наземные плоды: спаржу, горох, капусту, артишоки, фасоль. Корнеплоды тоже включают в блюда в качестве ингредиентов, но намного реже. Рыба, баранина, зелень - частые гости на азербайджанском застолье.

Любимый продукт у азербайджанцев - каштаны. Долгое время они даже заменяли картофель на столе гурманов. И самым главным отличием этой кухни можно считать лепестки роз, которые до сих пор активно применяют в пищу. Из них готовят варенье, делают сладкий сироп и щербет. Для приготовления печенья используют розовое масло, что придает десерту необычный аромат и шарм.

Соли в пище азербайджанцев совсем мало. Вкус блюда ею не перебивается. Зато в нем много пряной зелени и кислых ягод - алычи, кизила, незрелого винограда. А про соусы и приправы здесь слагают целые легенды.

Чаще всего азербайджанские повара готовят пищу на огне, используя мангалы, грили и тандыр. Посуда для готовки нужна специальная. Для супа под названием «Пити» требуется питишница - объемистый глиняный горшок. Пловы и другие блюда, куда входят крупы, варят в казане, кебаб следует жарить в садже - это сковорода с маленькой жаровней, а для тушения мяса берут мелкую кастрюлю, которая называется тасе. Для варки первых блюд часто используют не кастрюлю, а специально предназначенную для это чашку - кас. Там, где свято блюдут кулинарные традиции, все эти виды кастрюль и сковородок изготовлены из меди - считается, что только так можно добиться «правильного» вкуса пищи. Удивляют и сочетания ингредиентов в составе блюд. Сладкие ягоды и фрукты добавляют кислинку и подчеркивают вкусовые качества мяса и рыбы. Большое количество пряных трав и специй придают аромат и усиливают аппетит.

Основу рациона народа составляли мучные, молочные и мясные продукты. Хлеб и лаваш пекли в тандырах, популярны были кутабы — пирожки из пресного теста с начинкой из зелени или творога. В повседневной жизни ели наваристые супы из баранины — бозбаш и пити. Особое отношение было к плову: национальная кухня насчитывает больше 30 его рецептов. Во всем постсоветском пространстве популярны такие азербайджанские блюда, как долма, люля-кебаб и шашлык.

Пословицы и поговорки

  • Украшение дома — ребенок, украшение стола — гость
  • Уважай других, если хочешь, чтобы тебя уважали
  • Каждое дело сроку подчиняется, а срок ни с чем не считается
  • Что кот проглотил, того и лев обратно не возьмет
  • На шею теленку одна веревка нужна
  • Борода длинна, да ум короток.
  • Как бы гора ни была высока, дорога через нее проходит
  • Слабый всегда виноват.
  • Не та прекрасна, что красива, а та которая всегда правдива
  • Портной свои лохмотья не чинит
  • Муж у доброй жены — будто князь, у худой жены — втоптан в грязь
  • Одним ударом дерева не срубишь

Документальные фильмы

  1. Азербайджанская культура. Азербайджанские народные танцы. https://www.youtube.com/watch?v=wI2OUaA1OpE
  2. Кто такие азербайджанцы? https://www.youtube.com/watch?v=noRLq6Y_Z14
  3. Как в Москве живут азербайджанцы. Москва-Баку. https://www.youtube.com/watch?v=O2cCkrAYk2M
  4. Как азербайджанская семья отмечает Новруз в Москве. Москва-Баку. https://www.youtube.com/watch?v=6kuRNT1RXRo

Что можно почитать

  1. Агаев Э. Кто такие азербайджанцы. (Этнолирические заметки) // Россия и мусульманский мир. 2010. №9. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kto-takie-azerbaydzhantsy-etnoliricheskie-zametki
  2. Измоденов И., Караваев А. Азербайджанская диаспора в России // Россия и мусульманский мир. 2006. №6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/azerbaydzhanskaya-diaspora-v-rossii
  3. Лузин Л.Н. Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. Челябинск: АвтоГраф, 2012. 408 с.
  4. Махмудов Я.М. Азербайджанцы: взгляд на этнополитическую историю // Современная научная мысль. 2017. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/azerbaydzhantsy-vzglyad-na-etnopoliticheskuyu-istoriyu  
  5. Новрузова Г. Азербайджанцы в Российской Федерации // Россия и мусульманский мир. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/azerbaydzhantsy-v-rossiyskoy-federatsii
  6. Эндрюшко А.А. Социально-экономический потенциал азербайджанских мигрантов, прибывших в Россию в 2014-2017 гг // Мониторинг. 2018. №6 (148). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskiy-potentsial-azerbaydzhanskih-migrantov-pribyvshih-v-rossiyu-v-2014-2017-gg

Доходное слово

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.