25 окт 2021г. 14003
Башкиры
Башкиры

Происхождение

Сложный многокомпонентный этногенез башкир, в котором принимали участие тюрки: огузы (башкорт, бурзян), кипчаки, сибирские тюрки; угры: мадьяры (венгры раннего средневековья) и остяки (манси и ханты); финно-язычные народы Поволжья и Приуралья: удмурты и коми; на раннем этапе, вероятно, ирано-язычные кочевники (саки, савроматы, аланы) отразился и в неоднородности антропологического типа башкир. Преобладают переходные монголоидно-европеоидные типы: субуральский и южно-сибирский, который широко распространен у юго-восточных и северо-восточных башкир. Реже встречается темный европеоидный

Антропологические типы башкир

История (+появление на Южном Урале)

В конце IX века в Приуралье и на Южный Урал из Приаралья мигрируют кочевые тюркоязычные племена центральноазиатского и южносибирского происхождения, в среде которых, по письменным источникам, фиксируется группа с этнонимом башкорт. Древние предки башкир до прихода в конце IX века на Урал кочевали на юге Западной Сибири (Алтай) и в Средней Азии и Казахстане (Приаралье), где тесно контактировали с сибирскими тюрками, огузско-печенежскими и кимако-кипчакскими племенами. В результате тесного взаимодействия тюркских, финно-угорских и ираноязычных компонентов на территории Южного Урала формируется тюркоязычный башкирский этнос. С IX по XIII века башкиры занимают территорию Бугульминской возвышенности, бассейнов рек Белой и Дёмы, горную часть Южного Урала и продвигаются в Зауралье и на Средний Урал. Земля у башкир разделялась по родам занятий. Например, держатели верблюдов брали себе степи, а горные пастбища доставались скотоводам. Охотники предпочитали жить в лесах, где было много зверя и дичи.

В XIII–XIV веках активно шла консолидация башкирского этноса, благодаря чему во время Золотой Орды башкиры сохранили этническое самосознание. Этническая история башкир эпохи средневековья связана с постоянным включением в состав этого этноса племен тюркского, монгольского и угорского происхождения. До настоящего времени у башкир пережиточно сохраняется родоплеменное деление. Названия многих родоплеменных групп восходят к средневековым этнонимам тюркских (бурзян, кыпсак, табын и др.), монгольских (катай, минг и др.) и угорских (юрматы, энэй и др.) племен и народов.

Иван Грозный среди коренного населения был известен как «добрый» и «милостивый» царь: в условиях жестокой борьбы с Казанским и Астраханским ханствами интересы государства не позволяли осложнять отношения с башкирами.

Со времен организации общества у башкир главную роль играло народное собрание джиин. Князья имели ограниченную власть, важнейшую роль играл именно голос народа. С приходом хана Батыя жизнь башкир существенно не изменилась. Монголы увидели в башкирах соплеменников, поэтому решили не трогать их поселения. Позже в Башкирии начал распространяться ислам, заменяя язычество. За исключением платы ясака, монголы никоим образом не вмешивались в жизнь народа. Полностью независимыми оставались горные башкиры.

С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир. Однако сами башкиры страдали от киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими.

В XV — первой половины XVI веков главным политическим фактором для Башкирии было ногайское господство. Распалось же Ногайское ханство в первой половине XVI в. на две орды: Большую и Малую. Башкирия оказалась под властью Большой Ногайской орды. В XVI в. князь Исмаил провозгласил себя вассалом Русского государства, что позволило башкирам покончить с игом ногайских мурз и князей, сибирских и казанских ханов и войти в состав Русского государства.

Башкиры не хотели платить налог Казани и все еще испытывали набеги от соседей, поэтому после принятия подданства решили просить царя построить город Уфу. Позднее строятся Самара и Челябинск.
Башкирский народ стал разделяться на волости с укрепленными городами и большими уездами.

В связи с тем, что господствующей религией на Руси было православие, башкиры не могли чувствовать независимость, что стало поводом для восстания, которое возглавил приверженец ислама Сеит. Это восстание было подавлено, однако спустя буквально полвека вспыхнуло новое. Это усугубляло отношения с русскими царями, которые велели с одной страны не притеснять народ, а с другой всячески ограничивали его право владения территориями.

Постепенно количество восстаний стало уменьшаться, а развитие региона наращивалось. Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо. Население неуклонно росло, в том числе благодаря пришлым. В положении 1861 года за башкирами закрепили права сельского населения.
В ХХ веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание. Февральская революция позволила народу обрести государственность, однако начавшаяся Великая Отечественная война сильно затормозила прогресс. Негативную роль сыграли репрессии, засуха и ассимиляция.

Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.

На современной территории Челябинской и Курганской областей сформировалась особая группа – зауральские башкиры, представленная четырьмя основными родоплеменными объединениями: катай (улу-катай, бала-катай, ялан-катай), эйле (айлинцы), табын (табын, кара-табын, барын-табын), сарт-калмак. Зауральских башкир относят к северо-западным башкирам. Формирование этой группы происходило в течение XIII–XVI веков в результате продвижения части башкирских племен из Приуралья и ассимиляции ими кочевников не башкирского происхождения в лесостепном Зауралье и финно-угорского населения лесной зоны современной Челябинской области. Этническая территория башкир в пределах нашей области включала земли западнее реки Урал и севернее реки Уй. В междуречье рек Уй и Миасс проживали табынцы, северо-западнее, в верховьях реки Ай, в горных районах проживали айлинцы, севернее от верховий реки Уфы до среднего течения реки Миасс – катайцы, в междуречье Течи и Миасса – сарт-калмаки.

Расселение башкир

Численность

По данным переписи 2010 года на территории Российской Федерации проживают 1 584554 башкир, из них 1 172 287 проживают в Республике Башкортостан, 162 513 в соседней Челябинской области, здесь по численности они занимают третье место после русских (2829899) и татар (180913). По данным Челябинского отделения Росстата башкиры занимают лидирующие места в Аргаяшском (26417) и Кунашакском (14920) муниципальных районах. На второй строчке этот народ находится в Сосновском (7887), Миасском (5752), Озерском (5409), Кусинском (2484), Усть-Катавском (1922) и Каслинском (1845) муниципальных районах. В некоторых населённых пунктах региона численность башкир составляет 90-100%.

Год

Россия

Челябинская область

1926

712000

 

1939

825000

 

1959

954000

88480

1970

1181000

117537

1979

1291000

133682

1989

1345000

161169

2002

1673000

166372

2010

1585000

162513

Язык

Башкирский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской ветви алтайской языковой семьи. Среди северо-восточных и юго-восточных башкир распространен восточный диалект, состоящий из четырех территориальных говоров: синаро-карабольского (сальютского), аргаяшского, айско-миасского и сакмарско-кизильского.

В истории этноса имеется несколько типов письменности. До принятия ислама использовали рунический вариант, на смену ему пришла арабская вязь. До девятнадцатого века башкиры писали и читали на старотюркском языке.

Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью

Однако в скором времени остро встал вопрос об отсутствии уникальной письменности. В результате сначала на кириллице, затем на базе арабских символов было создано несколько вариантов алфавита.

В окончательном виде азбука сформирована в 1940 году. В составе башкирского алфавита сорок две буквы. Тридцать три из них соответствуют кириллице.

Современная ситуация

Несмотря на богатый опыт и традиции, сохраняющиеся и в настоящее время, башкиры, как и другие народы России, идут в ногу со временем и активно модернизируют свой быт.

Современные сельские жилища башкиры строят из бревен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняются традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины.

Башкиры – единственный народ, сохранивший древнейшее ремесло бортничества: собирания мёда диких пчёл.

Сейчас свадьбы стали скромнее, а молодожены — более прагматичными. Современные темпы урбанизации привели к иному жизненному укладу, поэтому башкирам предпочтительнее получить автомобиль, компьютер, другое ценное имущество. Пышные обряды и выплаты калыма ушли в прошлое.

Очень рационально башкиры подошли к вопросу сохранения и развития пчеловодства. Башкирский мед — бренд Башкирии. Многие гурманы считают его эталонным, ведь рецепт приготовления первого меда насчитывает полторы тысячи лет. Народ Башкирии бережно хранил традиции, поэтому в наши дни чудесное лакомство получается великолепным. О заготовлении меда в давние времена свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в Бурзянском районе. Башкирский мед запрещено подделывать. Под этим брендом выпускается исключительно национальный продукт. Именно он служит основой для приготовления такого десерта, как чак-чак.

Выдающиеся деятели

Башкиры как один из самых многочисленных народов Челябинской области всегда играли заметную роль в общественной жизни региона и страны в целом. Уже с XVIII в. в исторических источниках упоминаются башкирские князья и военачальники.

Выдающийся просветитель Фатхелкадир Сулейманов (1889—1976) родился в башкирском селе Шигай (официально Сары Кульмак) нынешнего Кунашакского района, после революции 1917 года уехал в Турцию (отсюда турецкий псевдоним — Абдулкадир Инан), написал и издал около 300 научных трудов на турецком, немецком, азербайджанском и других языках, они широко известны среди этнографов, историков, лингвистов и религиоведов, занимающихся тюркологией и исламоведением.

Мухаммед Габдулхай Курбангалиев (1889—1972) — башкирский просветитель, выдающийся религиозный, политический и общественный деятель — родился в деревне Медиак Мухаммед-Кулуевской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне — Аргаяшский район). Вместе с отцом, ишаном Габидуллой Курбангалиевым, был основным оппонентом Ахмет-заки Валиди в башкирском национальном движении.

Шариф Манатов — уроженец деревни Манатово Катайской волости Челябинского уезда (ныне — деревня Кучуково Учалинского района Башкортостана), социолог, журналист, один из организаторов движения за создание автономии Башкортостана, заместитель председателя Комиссариата по делам мусульман внутренней России, вместе со Сталиным подписал «Положение Нарокомнаца об образовании Татаро-Башкирской Советской Республики» (опубликовано 23 марта 1918 года в «Правде»).

На сегодняшний день большое число башкиров – выходцев из Челябинской области известны в России и за рубежом. Раиль Кучуков – российский оперный певец, солист Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист России, родился в с. Кулуево Аргаяшского района. Эльбрус Нигматуллин – российский спортсмен в силовых видах спорта, уроженец д. Чубары Аргаяшского района. 

Эльбрус Нигматуллин

 Харис Юсупов – советский борец, основатель южноуральской школы дзюдо в Челябинске. В его честь названа одна из улиц Челябинска.

Харис Юсупов

Традиции и обряды

Гостеприимство предписывают не только древние обычаи, но и нынешние нормы шариата. Каждого гостя нужно накормить, уезжающему дать подарок. Если гости явились с грудным ребенком, значит, и ему нужно преподнести дар. Считается, что так малыш будет задобрен и не навлечет проклятия на дом хозяев.

Отношение к женщине у башкир всегда было трепетным. По традиции невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла в течение первого года после замужества общаться с родителями мужа. Однако с давних времен в семье ее почитали и уважали. Мужу строго запрещалось поднимать на жену руку, быть жадным и скупым в ее отношении. Женщине же надлежало хранить верность — измена каралась строго.

Женщины также уверенно держались на лошади и могли без проблем проскакать несколько дней. В отличие от остальных исламских женщин, они не закрывали лицо и сохранили право голоса. Башкирки преклонного возраста имели такое же уважение, как и старейшины-аксакалы.

Башкиры щепетильны к детям. Во время беременности и при рождении ребенка женщина окружалась заботой. Все это было необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.

Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор. Многие башкиры советуются со стариками и просят благословения на сделки.

Обычай соблюдения гигиены появился с давних времен. Люди мыли руки перед тем, как сесть за стол. Обязательно нужно было вымыть руки после мяса. Споласкивание рта считалось хорошей подготовкой к приему пищи.

Существуют также давние обряды взаимопомощи, например, каз умахэ. 

Каз Умахэ

Обычай касался заготовки уток и гусей. Обычно на него приглашались молодые девушки. При этом разбрасывались гусиные перья, а женщины просили обильного приплода. На Каз Умахэ придерживались определенной иерархии: мужчина забивал гусей, взрослые дамы общипывали их, а девушки мыли птичек в проруби. Девушек на берегу поджидали парни с гармошками, молодежь веселилась и пела песни.

В дом юноши и девушки возвращались вместе, пока хозяйка занималась приготовлением наваристого супа из гусятины с лапшой, они играли в фанты. Затем гусей ели с блинами, медом, чак-чаком.

В X веке в среду башкир проник ислам, который окончательно утвердился к XVI веку. Однако, наряду с этим, сохранялся обширный пласт доисламских тенгрианских верований древнего общетюркского происхождения: почитание духов-хозяев гор, озер, культ предков, тотемистические культы (культы животных), архаичные космогонические представления. Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озер, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и других, культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йортэйяхе) и водяной дух (хыуэйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джинов. Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты.

Синкретический характер традиционных верований обнаруживается в башкирском фольклоре и обрядах семейного (свадебные, родильные, похоронно-поминальные) и календарного (каргатуй, джиины и др.) циклов.

Праздники башкир проходят пышно и торжественно. Отмечаются мероприятия весной и летом. Одним из самых старых праздников (каргатуй) является прилет грачей, который символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья. Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей.

Джиин (йыйын) – народное собрание и орган власти у башкир, в функции которого входило урегулирование вопросов войны мира, межплеменных конфликтов, порядка кочёвок и т.д. Организаторами и ключевыми фигурами были аксакалы племён. Собрание сопровождалось большим праздником и ярмаркой.

Примечательным праздником является Сабантуй, знаменующий окончание работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Одно из самых зрелищных мероприятий в праздничные дни – скачки. Все башкиры являлись умелыми наездниками, которые ловко управлялись со скакунами. Мальчишек с ранних лет обучают верховой езде. Не зря в былые времена существовала присказка, что башкиры рождаются и умирают в седле. Победители соревнований награждались, а после народ устраивал пышный пир. Главным блюдом на столе был бишбармак — суп с лапшой и отварным мясом. Изначально Сабантуй был праздником, на котором проводили ритуалы для умаливания богов урожая. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям. Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок. Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии.

Традиционный быт

Традиционно башкиры вели кочевой образ жизни. В степной части Южного Урала сохранялось меридиональное кочевание. Освоение новых природных зон (горной и лесной) привело к изменениям в системе хозяйства некоторых групп башкир. В горных районах Южного Урала складывается система вертикального кочевания. Традиционные маршруты летних перекочевок от долин к предгорьям и обратно сохранялись у башкир без особых изменений вплоть до начала XX века. В северо-западных лесных районах формируется тип хозяйства, в котором важное место занимают лесные промыслы (охота, бортничество и т. д.). Начиная с XVII века, возрастает удельный вес земледелия. Переход от полукочевого образа жизни к оседлости у зауральских и юго-восточных башкир произошел позднее, чем у остальной части этноса. У этих групп кочевание местами сохранялось до начала XX века. В составе стада основное место занимала башкирская порода лошадей (50%), овцы, в меньшей степени крупный рогатый скот, козы, верблюды. Основной тип поселений – йорт. В кочевой период различали: зимние (кышлау), весенние (язгы йорт), летние (йейлеу), осенние (кезге йорт) поселения.

Башкиры также занимались бортничеством, охотой, рыбной ловлей. Они разводили лошадей, овец, меньше — коров, были у них и верблюды. Народ знал и земледелие, подчиненное кочевому образу жизни. Основные культуры — просо, ячмень, конопля. Ремесла — выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растительного сырья. Расселение башкир по широкому Южному Уралу сопровождалось упадком скотоводства, констатируют историки. Изменялись методы его ведения, усиливалась роль земледелия, которое к XIX веку стало ведущим направлением хозяйства.

Башкирская ютра

Традиционное жилище башкир – войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной лесостепной зоне – срубные избы с сенями, дома со связью (изба – сени – изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья.

Декоративно-прикладное искусство

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства связаны с древними традициями кочевой культуры тюркских народов, образом их жизни, при котором были созданы бытовые предметы, такие как: утварь, одежда, обувь, убранство коня и снаряжение всадника, предметы религиозно-культового назначения и др. Потребности башкир воплотились в появлении декоративно-прикладного искусства, связанного с ткачеством, вышивками, обработкой дерева, металла, в оформлении одежды башкир, украшении жилища.

Декоративно-прикладное искусство башкир проявилось в оформлении жилища, в его традиционном убранстве. Башкиры оформляли юрты, домашнюю утварь, посуду, мебель. Из мебели в кочевом жилище присутствовал сундук (һандыҡ), подставка под него (урын аяҡ). Сундук также украшался геометрической резьбой, раскрашивался в 2—3 цвета, посуда изготовлялась устойчивой по форме, с гладкими поверхностями без орнамента или с простой резьбой по краям, например в виде ёлочки.

Убранство башкирской юрты

Важнейший элемент деления внутреннего пространства жилища была занавесь — шаршау. Шаршау за пределами дома выступал как символ. Его использовали в свадебных обрядах. В оформлении занавесей использовался квадрат, ромб, красный цвет, который обладал свойством приносить благополучие и удачу в дом.

Шаршау

Изделия из дерева широко использовались в быту башкир. Такие его свойства, как плохая теплопроводность, легкость обработки, доступность, позволяли делать из него широкий круг предметов — от ложек, ковшей, до прялок, хомутов, сёдел и др. Изделия украшались тотемным знаком башкир в виде кольца с вырезанной фигуркой животного, резьбой и др.

Кроме изделий из дерева башкиры занимались выделкой кожи, шитьем обуви с войлочным или суконным голенищем. Украшались предметы воинского и охотничьего снаряжения: узоры на коже сочетались с металлическими накладками с серебрением и золочением с узорами в виде трилистника.

Распространение получило узорное ткачество с закладной и выборной техниками из шерстяных ниток тонкого прядения (шаршау, скатерти, обрядовые полотенца, фартуки, шали).

Национальная одежда

В традиционном башкирском костюме широко использовались домашнее сукно, войлок, кожа (для обуви), овчина, меха, а также покупные кустарные ткани; в меньшей мере употреблялся крапивный и конопляный холст. С переходом к оседлости домашние ткани из растительных волокон при шитье одежды, особенно нательной (рубах, штанов), приобрели первенствующее значение. До конца XIX века мужской и женский костюмы отличались не столько формой и покроем, сколько приемами декоративно-художественного оформления, рассказывают этнографы. Особенностью одежды башкир является использование различного вида ткацких искусств. Например, применение аппликаций, вязание, вышивка узоров, украшение монетами и кораллами, нанесение орнамента на кожу. Часто созданием одного костюма занималось несколько мастеров. Их задачей было получить слаженный ансамбль, объединенный единым художественным замыслом. Непременно в составлении костюма требовалось соблюдение традиций.

Башкиры носили рубахи или платья (кулдэк), штаны «с широким шагом» (ыштан), безрукавный короткий камзол (камзул) или кафтан (кэзэки). Казакин

В торжественной или официальной обстановке надевали шелковые или бархатные халаты (елэн), бешметы (бишмэт). Теплой одеждой служили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп). В мужской костюм входили штаны (салбар) из плотной ткани.

Национальный костюм

Рубахи и платья имели туникообразный (без швов в плечах) покрой. Верхняя одежда кроилась приталенной, расклешенной в полах, с косыми плечевыми срезами, округлой проймой. На камзол или кафтан было принято надевать тканевый или суконный халат. Другой особенностью было включение халатов и даже шуб в праздничный комплект. Старинные еляны и чекмени вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. В музейных собраниях сохранились праздничные шубы, крытые бархатом, шелком, отделанные мехом выдры, лисы (ҡама тун, тэлкэ тун). Мужчины носили одежду из меха обязательно, у женщин же она считалась редкостью. Они обходились стеганым пальто, пользовались шалью. С наступлением сильных холодов женщина могла укрыться шубой мужа. Шубы для женщин стали появляться достаточно поздно и использовались исключительно для обрядов.

Традиционная обувь (сапоги, башмаки, туфли, кожаные калоши) — из кожи домашней выделки. Праздничные сапоги имели каблук, шпунты и подковы, их украшали металлическими заклепками. Нарядно выглядели женские башмаки (ҡатабашмаҡ) с цветной строчкой, шерстяными кисточками.

Национальный костюм

Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное и социально-имущественное положение человека. Женские, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью, разнообразием нашивок из кораллов, монет, серебряных блях. В ряде мест молодые невесты носили покрывало (ҡушъяулыҡ), украшая его вышивкой, а подбородную тесьму — монетами, бисером. Вместе с ним или с обычным платком, повязанным по-мусульмански за два соседние угла, часто надевали маленькие шапочки-колпачки (ҡалпаҡ). 

Традиционные мужские головные уборы изготавливались из овчины, меха, войлока, покупных тканей. Повседневной для мужчин всех возрастов была небольшая стеганая шапочка-тюбетейка (тубэтэй), у пожилых темная, у людей среднего и особенно молодого возраста — цветная (зеленая, красная, синяя), иногда вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом. Были распространены меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры волка, рыси, крытые сверху тканью; их край окаймляла узкая выпушка или полоска более дорогого меха. Ценились шапки из выдры, бобра (ҡамабурек, ҡамсатбурек), из лисьих шкурок или лисьих лапок (тэлкэбурек). В степном Башкортостане в холода надевали малахаи (кэлэпэрэ, ҡолаҡсын) — уборы с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину. Их выкраивали из войлока, сукна, подбивали мехом. Люди духовного сана на тюбетейку (иногда на меховую шапку, шляпу) повязывали белую чалму (сэллэ, салма).

Фольклор

Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушечка», «Вороной иноходец», «Баик», «Перовский») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.

Традиционные музыкальные инструменты – курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный – в виде продолговатой пластины и металлический – в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кылкумыз. 

Курай

Среди рукописных памятников XVI—XVIII веков особое место занимают башкирские шежере (родословная, генеалогическая запись племен и родов). Из письменных памятников публицистического характера известны ярлыки, грамоты, вакигнаме (записки об исторических событиях), послания царям. Примечательны также кубаиры (короткий поэтический сказ, исполняемый напевно или речитативом) и айтыши (состязание-диалог в искусстве поэтической импровизации) башкирских сэсэнов (певцов-импровизаторов).

В башкирском устно-поэтическом творчестве различаются 3 вида загадок-изречений: 1. Образные загадки: "Не дерево, а листья есть, не шуба, а сшита" - "Агастугел - япраkлы, тун тyгел - тегелгэн" (книга); 2. Загадки-вопросы: "На что похожа половина яблока?" - "Алманыняртыhынимэгэоkшаган?" (на 2-ю половину); 3. Загадки-задачи: "На каждом углу кошка, перед каждой кошкой по три кошки. Сколько кошек всего в комнате?" - "Мэйэшhайынбербесэй, hэрбесэйзенkаршыhындатагыэсэрбесэй. Булмэлэбэтэhенисэбесэй?" (4 кошки).

В башкирском фольклоре известно много легенд и преданий, среди которых "Происхождение башкир" ("Башkорттарзынкилепсыгышы"), " Айлинцы и табынцы" ("Эйлелэрhэмтабындар"), "Кусем-Батыр" ("Кусем-Батыр"), "Асылыкуль" ("Асылыкул"), "Агидель и Яик" ("АгизелhэмЯйыk"), "Девичья дорога" ("Kыззар юлы") и др.

Кубаир (kобайыр), древний жанр башкирской народной поэзии. Исполняется речитативом в стиле хамак под аккомпанемент думбыры. Кубаиры создавались в 14-18 вв. Стих в основном семисложный с парной или смешанной рифмовкой. Объем строф колеблется от 4 до 30 и более строк.

Различаются 3 вида кубаиров: 1. Эпические - сказания, воспевающие батыров: "Урал-Батыр", "Идукай и Мурадым" ("ИзеукэйменэнМоразым"), "Карасакал" ("Караhаkал"), "Юлай и Салават" ("ЮлайменэнСалауат"). 2. Лирические: "Ай, Урал мой, Урал мой!" ("Ай, Уралым, Уралым"), "Смерть высокой горы" ("Бейектаузынулгэне"). 3. Дидактические, создаваемые путем слияния близких по содержанию и однотипных по своей стилистической структуре пословиц. В народе они бытуют и под названием айтыш.

Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом. Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы. Есть немало басен, наполненных клише с локальными афоризмами.
 

 Кухня

Башкирская кухня предлагает искушенному гурману простые блюда. Главное для башкира — быть сытым, а изыски на втором месте. Отличительной чертой кухни является отсутствие свинины, причем связано это не с исламскими канонами, а сугубо с древними особенностями питания. В здешних местах не водилось кабанов, поэтому ели баранину, говядину и конину. Блюда у башкир сытные, питательные и обязательно готовятся из свежих ингредиентов. Часто в блюдо кладут лук, зелень, специи и травы. Именно лук ценится башкирами очень сильно за полезные свойства, ведь в свежем виде этот продукт способствует борьбе с бактериями, позволяет получить витамин С и нормализовать кровяное давление.
 Мясо могут есть в вареном, вяленом, тушеном виде. Из конины делают конскую колбасу казы. Ее принято подавать с кисломолочным напитком айран.

Важнейшим напитком стал кумыс. Для кочующих племен напиток был незаменим, ведь даже в самый жаркий день он сохранял свои свойства. Существует множество способов приготовления кумыса, которые башкиры сохраняют и передают из поколения в поколение. Положительными свойствами напитка являются укрепление иммунитета, улучшение работы нервной системы и сохранение эластичности кожи.

Кумыс
 Молочные блюда в башкирской кухне изобилуют разнообразием. Башкиры любят топленое молоко, сметану, творог с медом. Важным продуктом является карот — сыр, который хранили зимой, чтобы получать питательные вещества и жир. Его добавляли в бульоны и даже чай. Башкирская лапша называется салма и может иметь множество форм. Ее готовят в виде шариков, квадратиков и стружки. Салму всегда делают вручную, поэтому вариантов исполнения много.

Чаепитие — важная традиция, а чай наряду с кумысом считается национальным напитком. Башкиры пьют чай с ватрушками, вареным мясом, чак-чаком, ягодной пастилой и пирогами. Пастилу готовили из исключительно натуральных ягод, перетертых через сито. Пюре раскладывали на досках и сушили на солнце. За 2–3 дня получалось изысканное и натуральное лакомство. Чаще всего чай пьют с молоком и смородиной.

 Пословицы и поговорки

Пословицу башкиры называют «мәҡәл», а поговорку айтем (әйтем).

«Һиндә мулла, мин дә мулла, атҡабесән кем һала?» («И ты мулла, и я мулла, а кто же коня накормит?»)

«Атмағанҡуян, аҫмағанҡаҙан» ( «Заяц не убит, котёл не подвешен»)

«Кеше эшеменән, агас емеше менан» («Дерево красно плодами, человек — делами»)

«Этөрөр, буре йөрөр» («Собака лает, волк знай себе ходит»)

«Күпөргәнэттешләмәҫ, күпҡысҡырғанэшләмәҫ» (Собака, которая много лает, не укусит, тот, кто много говорит, не будет работать) «Ҡыҫыртауыҡкүпҡытҡылдай» (Курица, не несущая яиц, много кудахтает)

«Ҙурурмандаҡарғабулғансы, берҡыуаҡтабылбылбул» (Чем быть вороной в большом лесу, будь соловьём в одном кустарнике) «Һауалағыторнағаышанып, ҡулдағысәпсектеысҡындырма» (Позарившись на журавля в небе, не отпускай трясогузку в руке) «Бөркөткәымһынып, турғайҙанмәхрүмҡалма» (Соблазнившись на орла, не останься без (не лишись) воробья)

«Елһеҙяпраҡ та һелкенмәй» (Без ветра листва не колышется)

«Терпеләбалаһын, йомшағым, айыу – аппағым, тип һөйә» ("И ёж ласкает своё дитя (ежонка), называя его «мой мягонький», медведь — «мой беленький»).

«Халыҡ бар ерҙә батыр бар» ( «Где есть народ, там и батыр найдётся»)

«Берҡаҙанғаикетәкәбашыһыймай / Ике тәкәбашыберкаҙанғаһыймай» ( «Две бараньи головы в один котёл не лезут»)

«Атаяғынаатбаҫмай» (Лошадь лошади на ногу не наступает)

 

В радости знай меру, в беде — веры не теряй.

Вода сама не подойдет, подойдет жажда.

Глубокая река течет без шума.

Голодному — хлеб, сытому — причуды.

Думай дважды, говори раз.

И маленькое дело делай, как большое.

Кто испытан раз, того не пытай тысячу раз.

Ласковым словом камни сломаешь.

Не видавши горького, не будешь есть сладкого.

Сильный победит одного, знающий — тысячу.

 Документальные фильмы

  1. Лекция об истории башкир. Гияз Самигулов. https://www.youtube.com/watch?v=-Kebzih74Ak&t=174s 

  2. Башкирский народный обрядовый праздник «Ҡар һыуына барыу йолаһы». https://www.youtube.com/watch?v=FIixOaGArp8 

  3. История башкир. https://www.youtube.com/watch?v=5TUh7-1o4Tg 

  4. Поедем, поедим. Башкирия. https://www.youtube.com/watch?v=1svkRen1oow 

  5. Культура и искусство Башкортостана. https://www.youtube.com/watch?v=kF1GZ2LRmgU 

  6. Башкирское народное декоративно-прикладное искусство. https://www.youtube.com/watch?v=T3esfdiRUBQ 

Что можно почитать

  1. Галиева Ф.Г. Многоженство у башкир как этносоциальное явление в прошлом и настоящем // ИАЭК. 2017. №4 (52). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogozhenstvo-u-bashkir-kak-etnosotsialnoe-yavlenie-v-proshlom-i-nastoyaschem 

  2. Зарипов Н.Т. Научный свод башкирского фольклора //Башкирский фольклор. Исследования последних лет. Уфа, 1986. Режим доступа: https://ufa-gid.com/encyclopedia/b_tvorch.html

  3. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1971;

  4. Галин С.А. Эпические традиции в башкирском фольклоре. М., 1994. Режим доступа: https://ufa-gid.com/encyclopedia/kubair.html

  5. Кошина Н. Башкиры – славный и мудрый народ // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/bashkiry-slavnyy-i-mudryy-narod 

  6. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

  7. Лузин Л.Н. Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. Челябинск: АвтоГраф, 2012. 408 с.

  8. Моисеев А. Самый уральский народ. Башкиры, 2009. Режим доступа: https://up74.ru/articles/obshchestvo/25386/

  9. Рыбалко А.А., Новикова О.В. Этнокультурная и политическая история Южного Урала в эпоху Средневековья и в Новое время. Режим доступа: https://arkaim-center.ru/index.php/science/nashi-publikacii/etnokulturnaya-i-politicheskaya-istoriya-yujnogo-urala-v-epohu-srednev 

  10. Тажитдинова Г. Ф., Куваева М. М., Акчурина Е. П. Традиционная одежда башкир: функции, типология, историческая динамика // Вестник ВУиТ. 2013. №1 (12). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-odezhda-bashkir-funktsii-tipologiya-istoricheskaya-dinamika 

Доходное слово

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.