25 окт 2021г. 1224
Белорусы

Белорусы — народ, относящийся к восточнославянской группе, коренное население Белоруссии. Культура и традиции белорусов имеет общие черты с обычаями русских, поляков, украинцев.

Происхождение

Происхождение белорусов, как и большинства других народов, является спорным и неоднозначным вопросом. На данный момент выделяют несколько теорий белорусского происхождения:

  • Финская теория предполагает происхождение белорусов от древних славянских и финских народов.
  • Балтская теория утверждает, что предками современных белорусов были балтийские племена.
  • Кривичская теория, связывающая происхождение белорусов с племенем кривичей, была особенно популярна в начале ХХ в.
  • Кривичско-дреговичско-радимичская расширят кривичскую теорию, добавляя к числу возможных предков белорусов племена дреговичей и радимичей.
  • Древнерусская предполагает, что предком белорусского народа была одна из трёх частей общевосточнославянского этноса, именуемого в средневековье «русскими», а в научной литературе «древнерусскими».
  • Древнебелорусская теория утверждает, что непосредственными и основными предками белорусского народа являются две большие группы общевосточнославянской этнической общности – древние белорусы и древние полешуки. Украину называли Червоной Русью, Белоруссию — Белой Русью в соответствии с обозначениями по частям света. Тогда все стороны света имели цветовой символ: запад — белый, восток — синий, юг — красный, север — черный. Московия, куда присоединили белорусов, находилась на западе, поэтому была белой. При этом белорусский этнос сформировался путём консолидации южной части древнебелорусского (подвинско-днепровского) и северной части древнеполесского (поприпятского) субэтносов. Кроме них в состав белорусского этноса влились отдельные группы западнославянского (польского), балтского (как восточнобалтского – литвы, жемайтов, латыголы, так и западнобалтского – прусов, ятвягов) и тюркских народов.

 

Современные белорусы антропологически близки к литовцам, украинцам, русским Центральной и Северо-Западной части России, латышам, полякам. Генофонды белорусов и жителей смежных регионов Литвы и России практически не отличаются.

По поводу названия «белорус» есть несколько версий. По одной, белый — значит человек с белой кожей и светлыми волосами. По другой, представители этой нации ходили в белых одеждах. По третьей, белый — это показатель генетической чистоты нации, до территории которой не дошли татаро-монгольские завоеватели.

История (+появление на Южном Урале)

В средние века земли современной Белоруссии занимали различные княжества. Самыми крупными из них были:

Полоцкое — отделившееся от Киевской Руси.

Турово-Пинское — расположенное в Полесье.

Городенское — со столицей Гродно.

В Большом белорусском энциклопедическом словаре дается определение: «ПОЛОЦКАЯ ЗЕМЛЯ, историческая область. Располагалась в бассейне рек Западная Двина, Березина, Неман на важном для Руси торговом пути «Из варяга в греки». Название Полоцкая земля использовано в Лаврентьевской летописи как синоним Полоцкого княжества. Эта территория в Ипатьевской летописи под 862 г. названа волостью Полоцка, в «Повести временных лет» под 1092 г. – его областью. Здесь образовалось древнерусское Полоцкое княжество. В 1307 г. Полоцкая земля была присоединена к Великому княжеству Литовскому с сохранением автономии, ликвидированной в 1385 г. На основе Полоцкой земли в 1504 г. создано Полоцкое воеводство». К этому следует добавить, что Полоцкая земля стояла у истоков Древнерусского государства. Вот что об этом говорится в западнорусской Баркулабовской летописи в главе «Летописецъ веры законие жития, поганьства и побоженства князей великих руских»: «И Рурикъ раздая грады мужомъ своимъ: овому Смоленскъ, а иному Полтескъ, а инымъ Белоозеро, а иному Ростовъ». Что касается национального самосознания жителей Полоцкой земли, то они однозначно определяли себя как русские.

Удельная Русь при политической раздробленности сохраняла единые религию, церковную организацию, язык, правовые нормы, культуру, традиции и обычаи, а в сознании – чувство общих исторических корней. Что касается «белорусскости» Полоцкой земли, то «белорусским княжеством» она, конечно, никогда не была, но вот в качестве государственного образования русских предков белорусов она, несомненно, выступает, как, впрочем, и все Древнерусское государство. Население Полоцкой земли от «людей» до бояр и князей было этнически русским. Огромную, временами главенствующую роль в управлении княжеством играло вече, и никаких ущемлений прав по национальному или языковому признакам не могло быть в принципе. Поэтому Полоцкое княжество, как и всю Древнерусскую державу, можно с полным основанием относить к средневековым государственным образованиям русских предков белорусов. В XIII веке население княжеств приняло христианство. Тогда же развилась письменность на основе традиционного славянского языка богослужения (церковного).

В это время образовывается Великое княжество Литовское, занимавшее территории современных Литвы, Украины, Белоруссии, юго-западной части России, Польши, частично Молдавии, Эстонии, Латвии.  Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское возникло в результате военных захватов или принудительных присоединений западно- и южнорусских княжеств литовскими князьями, которые воспользовались буквально катастрофическим положением многих русских земель после монгольского нашествия.

Надо заметить, что практически сразу после присоединения русских земель собственно Литва подпала под доминирующее культурно-цивилизационное влияние с их стороны. Русский язык в его западнорусском изводе стал языком государственного делопроизводства в Великом княжестве Литовском и Русском, т. е., говоря современным языком, имел в ВКЛР государственный статус. Несмотря на то что русские земли оказались под властью Литвы в большинстве своем под принуждением, великие литовские князья, беря их под свою руку, давали обет «новин не вводити, старины не рухати». Таким образом, отношения между Вильно и удельными русскими княжествами строились на основе феодального договора по принципу «сеньор – вассал».

1385 г. стал роковым рубежом для Великого княжества Литовского и Русского. Тогдашний великий князь Ягайло, прельстившись короной польского короля, заключил с Польшей Кревскую унию, чем лишил ВКЛР перспектив дальнейшего самостоятельного развития, превратив его в зависимую от Польского королевства территорию. Принимая унию, Ягайло обязался всех своих литовских и русских подданных перевести в католицизм, а подвластные ему Литву и Русь навечно «втелить» в состав Польши. Кревская уния положила начало крайне неблагоприятным процессам для ВКЛР и русского населения, в результате которых Литовско-Русское государство не только утратило самостоятельность и свою русскую основу, но и превратилось из процветающей страны в провинцию Польско-Литовского королевства.

Великое княжество литовское

Что касается западнорусского народа (русские предки белорусов), то, начиная с Кревской унии, он начал подвергаться вначале религиозным антиправославным, а затем и национально-языковым притеснениям. Особенно национально-религиозная дискриминация усилилась с созданием Речи Посполитой, которую направляли опутавшие польский королевский двор иезуиты. Политика антиправославной и антирусской дискриминации носила постоянный, масштабный и системный характер и была нацелена на полное окатоличивание и ополячивание западнорусской знати и превращение простого народа в оторванную от «Русского мира» и православия униатскую массу, которую в итоге ждало все то же ополячивание. Постоянное притеснение православия и русского языка продолжались вплоть до конца XIII в., когда запретили использование названия Русь, а исповедование православия было приравнено к преступлению.

В конце XVIII века Речь Посполитую поделили между собой Прусское королевство, Австрийская и Российская империи. Белорусская территория отошла к Российскому государству. Белорусов классифицировали как один из субэтносов русского народа. Название Белая Русь сохранялось только за теми землями современной Белоруссии, которые в результате первого раздела Речи Посполитой возвратились в лоно русской государственности.

Книгопечатник Фpанциск Скорина. Именно он напечатал первую в Европе Библию, а по национальности он был беларусом, хоть тогда беларусы и называли себя литвинами.

Время нахождения белорусских земель в составе Российского государства (1772–1918 гг.) можно разделить на два условных периода: российско-польский и российско-западнорусский. При этом надо особо подчеркнуть, что после краха Речи Посполитой в состав Российской империи вошли исключительно старинные русские земли. Несмотря на вхождение территории современной Белоруссии в состав Российской империи, на белорусских землях не просто сохранилось, а усилилось польское доминирование в экономической и культурной областях. Это стало следствием чрезмерного полонофильства императора Александра I, его излишней благосклонности к польской аристократии. Так, во время нашествия Наполеона I большинство польской шляхты, имевшей российское подданство, изменило присяге и перешло на сторону императора в расчете на восстановление последним Польско-Литовского государства, восточная граница которого проходила бы под Смоленском.

Начало российско-западнорусскому периоду в белорусской истории положили события, связанные с упразднением Брестской церковной унии на территории Белоруссии. В феврале 1839 г. благодаря подвижнической деятельности подлинного столпа русского духа епископа (впоследствии митрополита) Иосифа Семашко состоялся Полоцкий церковный собор, ознаменовавший не только возврат западнорусских униатов в лоно православия, окончательное устранение религиозного гнета белорусов, но и ликвидацию безраздельного доминирования в Белоруссии польско-шляхетской культуры.

А вот как характеризует российский период истории Белоруссии современный белорусский историк, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии П.Т. Петриков: «В конце XVIII века белорусский народ воссоединился с русским народом в едином Российском государстве. Присоединение земель Беларуси к Российской империи, включение белорусского этноса в родственный великорусский историко-культурный организм открыли новую страницу нашей истории. Закончилась борьба белорусов за выживание в условиях Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Начался трудный процесс возрождения исторической памяти и самосознания белорусского народа, развитие его духовности и культуры, национально-государственного самоопределения».

В 1919 году в составе СССР была образована Белорусская Республика. При этом довольно остро стоял вопрос географического и этнического выделения белорусского народа из общерусской цивилизации. За советский период Белоруссия из «самого бедного края на Руси» стала высокоразвитой советской республикой и «сборочным цехом Союза». Но кроме этого, в БССР была выстроена (как, впрочем, и в других союзных республиках) практически автономная система государственного управления, которая после развала СССР без особых трудностей перешла в режим суверенного существования.

Интересным фактом о Белоруссии является то, что по числу кладов, обнаруживаемых за год, страна традиционно оказывается впереди Европы всей. Больших и малых войн на этой территории было столько, что и подсчитать трудно. Поэтому есть все основания полагать, что до поры до времени спят в белорусской земле сокровища, которые иначе как легендарными не назовешь.

С распадом Советского Союза Белоруссия стала независимой.

Кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов отмечает, что они прибыли сюда как сосланные военнопленные в XVII веке, в период правления Алексея Михайловича, когда русские отвоевывали Украину и теснили литовцев. Тогда брали в плен и отправляли подальше от западных границ России людей, которых именовали литвинами. Это и есть белорусы, они говорили на своем языке, были православными. От названия этих пленных и пошла фамилия «Литвинов».

Начало активного переселения белорусов на восток связано с отменой крепостного права. Как и население центральных районов Великороссии, жители Белоруссии стали понемногу отправляться на Урал и в Сибирь на поиски лучшей доли. Результаты этого переселения к концу XIX века
зафиксированы в материалах Первой всероссийской переписи населения, которая проводилась в декабре 1897 года. Белорусов православных всего
по Оренбургской губернии — мужчин 1055, женщин — 1164.

Резкая активизация переселенческого движения произошла в начале XX века в связи со Столыпинской аграрной реформой. Тогда на Южный Урал прибыли прабабушки и прадедушки многих наших белорусов, очень часто приезжали целыми семьями.

Численность

Общая численность белорусов в мире - около 10 млн. чел. При этом в Белоруссии проживает около 8 млн. чел, в России – свыше 500 тыс.чел. Также значительные белорусские диаспоры находятся на Украине, в Латвии, Польше, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, США, Канаде, Австралии, Германии и др. странах.

Год

Россия

Челябинская область

1897

 

2219

(в Оренбургской губернии)

1926

638000

 

1939

452000

 

1959

844000

 

1970

964700

 

1979

1052000

 

1989

1206000

 

2002

807970

20355

2010

521444

13035

По данным челябинского отделения Росстата за 2010-2020 гг. из Белоруссии в Челябинскую область прибыло 662 чел., а выехало в Белоруссию – 514 чел., таким образом, численность белорусской диаспоры в регионе изменилась незначительно.

Язык

Один из трех восточнославянских языков славянской группы индоевропейской языковой семьи. Наряду с русским является государственным в Республике Беларусь, однако услышать его в живом общении в крупных белорусских городах можно лишь изредка: почти вся общественная жизнь в Беларуси проходит по-русски. Белорусский язык изучается в школах, и в той или иной степени им владеют около 10 миллионов человек, однако, по данным последней переписи (2009), родным его считает только около 60 процентов живущих в стране белорусов, а языком повседневного общения называют лишь 30 процентов — примерно 2,3 миллиона человек. При этом белорусским языком опрошенные называли не только литературный язык, но и диалекты, и трасянку — смешанную русско-белорусскую речь.

Современный литературный белорусский язык, основанный на живых народных говорах, появляется только в XIX веке. Существовавший с XIV по XVII век старобелорусский, или западнорусский письменный язык, бывший языком делопроизводства Великого княжества Литовского, со временем был вытеснен польским. До 1920-х годов (а в западной Беларуси — до 1930-х) на письме использовали как кириллицу, так и латиницу (лацінку): например, все номера газеты «Наша Ніва» до 1911 года выходили в двух вариантах. Сейчас латиницей транслитерируются топонимы. Кроме того, до нас дошло большое количество диалектных белорусских (и польских) текстов XVII—XIX веков, записанных арабской вязью, — так называемые китáбы. Так писали татары, жившие на этой территории, забывшие свой язык, но сохранившие религию и традиции.

Белорусская орфография преимущественно основана на фонетическом принципе, то есть на письме передаются многие особенности произношения, включая яканье в предударном слоге: малако ‘молоко’, бяжыш ‘бежишь’, вясна ‘весна’, ёгурт ‘йогурт’, цэлы ‘целый’, радасны ‘радостный’, Расія ‘Россия’, баяцца ‘бояться’. Звук [р] в белорусском языке всегда твердый: рыс ‘рис’, мора ‘море’, рэкі ‘реки’, как и звук [ч]: чысты ‘чистый’, чэк ‘чек’. Наиболее узнаваемая буква — ў (у краткое или у неслоговое), которая обозначает звук, средний между [в] и [у] и похожий на английский [w]: быў ‘был’, аўтобус ‘автобус’, любоў ‘любовь’. Роль твердого знака играет апостроф: пад’езд ‘подъезд’, з’еш ‘съешь’.

В 1933 году была проведена реформа, приблизившая белорусский язык к русскому. Однако в 90-х годах в общественную жизнь вернулся дореформенный стандарт, и с тех пор белорусский язык существует в двух вариантах, различающихся орфографией, а также некоторыми аспектами фонетики, грамматики и лексики: один официальный, другой — нет (тарашкéвица — по имени Бронислава Тарашкевича, автора первой белорусской грамматики; хотя этим термином в первую очередь называют систему орфографии). Так, например, существует две белорусских Википедии — каждая на своем варианте языка.

Современная ситуация

Особенностью жизни белорусской диаспоры в России является высокая степень ассимиляции с русскими, в результате чего снижается уровень владения белорусским языком и сохранения национальных традиций. Негативно сказывается на сохранении национальной идентичности белорусов массированное «размывающее» воздействие глобализационных процессов. Сказанное подтверждается результатами переписей населения Российской Федерации последних 20 лет, демонстрирующих постепенное сокращение количества белорусов в России (с 1,2 млн чел. в 1989 г., когда белорусская диаспора занимала 2-е место по численности после украинской до чуть более 520 тыс. чел. по результатам переписи 2010 г.). В регионах России созданы многочисленные белорусские национально-культурные объединения, целью которых является поддержка и объединение белорусов и сохранение культурного наследия народа.

Выдающиеся деятели

На Южном Урале немало известных людей с белорусскими корнями. Многие челябинцы хорошо знают врача и художника Василия Шмурадко.

В Челябинске жил и творил известный советский скульптор, народный художник РСФСР (1980 год) Лев Головницкий. Он автор многих памятников, установленных в столице Южного Урала и других городах России.

Лев Головницкий
Лев Николаевич — автор «Орленка», памятника героям-комсомольцам Гражданской войны, стоящего в Челябинске, на углу проспекта Ленина и улицы Красной. Символом Магнитки является его монумент «Тыл — фронту». Сегодня именем скульптура Головницкого названа одна из улиц Челябинска.

Традиции и обряды

Белорусы всегда почитали родовые связи. Главным в семье был мужчина, выполнявший функции добытчика и защитника. Женщина заботилась о детях, хозяйствовала в доме. Семья состояла из родителей, их женатых детей со своим потомством. Все они жили в одном доме. Существовали женские и мужские типы занятий. Мужским делом считалась пахота, работа в поле, рубка дров. Женскими — уход за хозяйством, домашним скотом, изготовление одежды, стирка, приготовление пищи. Дети с малолетства помогали по хозяйству, в поле.

Большую роль в культуре белорусов занимают языческие праздники и обряды. Календарный обрядовый цикл отличается многообразием. С помощью ритуалов отмечали практически все события: посев, сбор урожая, начало весны, лета, проводы зимы и многое другое. К основным праздникам и обычаям относятся: Коляда, Громницы, Масленица, Гуканье весны, Пасха, Троица, Юрьев день, Купала.

Повсеместно исполняются такие обряды, как Дожинки, Яблочный Спас, Толока, Покров. Дожинки, Толока являются праздниками урожая. Толока — древнеславянская богиня плодородия. Для обряда выбирали девушку, одевали на нее венок, водили хоровод. Толоке давали угощение, чтобы следующий год был урожайным. На Дожинки пекли хлеб из нового зерна, освящали его в церкви. Злаки со старого урожая перемешивали с новыми, чтобы новые дали хорошие всходы. Яблочный Спас отмечают 19 августа. В этот день благодарят богов за плодородную землю, устраивают гулянья с песнями, хороводами. Освящают яблоки и другие фрукты. После Спаса лето поворачивает на осень.

Колядки — традиционный славянский праздник, отмечаемый во многих странах Европы и в России. Начинаясь с Сочельника (6 января), он длится до Крещенских морозов (19 января). В эти дни молодежь ходит по улицам, поет песни, частушки. Колядующие стучатся в дома, исполняют небольшую сценку с пением и получают за это сладости, пироги, конфеты. На Коляду девушки гадали, каким будет жених, дальнейшая жизнь, количество будущих детей.

Белорусские колядки

Громница — праздник, отмечаемый в кругу семьи, связанный с почитанием Огня, Света, Грозы. Он знаменует переход от зимы к весне (15 февраля). Считается, что в этот день можно услышать гром. Громница — одно из имен богини Света. Глава семьи зажигал свечу, обходил с ней весь дом. Масленица — еще один широко известный славянский праздник. Она отмечается целую неделю перед Великим постом. В это время пекут блины, ходят в гости, устраивают народные гулянья.

Интересным обрядом является Гуканье (зазывание весны). Он исполняется 7 апреля. В этот день прилетают аисты, принося весну. Девушки выходят на высокое место, аукают, поют песни (веснянки), водят хороводы. Празднование Ивана Купала есть во многих культурах, в том числе русской. Он посвящен летнему солнцестоянию, расцвету сил природы. Вода и растения в этот день обретают целебную силу. На лугах собирали травы, засушивали их. Из них делали обереги, магические снадобья. В ночь на Купалу просыпается нечисть. Ведьмы могли украсть лошадь, навредить домашней скотине. Купались в реке только смельчаки, так как русалки могли схватить человека и защекотать насмерть.

Значительным семейным праздником в Белоруссии является свадьба. Это древний обряд, имеющий глубокий смысл. Все действия в нем хорошо продуманы, каждое имеет сакральное значение. Свадьба отмечается в три этапа: Предсвадебный — сватовство. Непосредственно свадьба. Послесвадебный — медовый месяц.

Лучшим временем для свадьбы считалась осень. В это время заканчивался сбор урожая, ничего не мешало гуляньям. Часто женились после Покрова, который символизирует начало зимы. При выборе невесты обращали внимание на такие факторы, как: работоспособность, наличие приданого, зажиточность семьи. Сначала засылали сватов, которые договаривались с родителями девушки. Для невесты проводился девичник — прощание с подругами. Перед венчанием проводился выкуп, после чего жених забирал невесту. Спустя 9 дней после свадьбы устраивали застолье для родителей молодых. Затем начинался медовый месяц.

 

Традиционный быт

Основными занятиями белорусов были земледелие и скотоводство. Среди ремесел преобладали: ковка металлических изделий; скорняжное дело; плетение из бересты, соломы; изготовление глиняной, керамической посуды; вышивка, плетение поясов; поделки из дерева, кожи.

Хлебопашество является древним занятием, занимавшим важное место в жизни белорусов. Существовала трехпольная система возделывания земли. Одно из них засевали пшеницей, ячменем, овсом, второе — озимой рожью. Третье поле восстанавливалось после урожая. Затем поля меняли, чтобы дать отдохнуть земле, которая активно плодоносила. Другим главным занятием было скотоводство. Домашние животные обеспечивали крестьян продуктами питания, шкурами, мехом, шерстью. Лошадей использовали как средство передвижения, в возделывании земель.

В средние века на территории Белоруссии существовало несколько видов селений: околицы, застенки, выселки, деревни.

Деревни состояли из нескольких домов или нескольких десятков жилых строений. Постройки ставили в ряд, постепенно формировалось от двух и более улиц. К XIX веку в одном селе насчитывалось до 1000 жителей. В них хорошо была развита торговля, существовали своя церковь, школа, правление. Между жителями деревни были распределены сельскохозяйственные угодья, четко разделявшиеся границами (стенами).

То, что лежало за пределами деревни (стен), называлось застенками. Эти участки отдавали в пользование отдельным поселенцам, ставившим дома за пределами деревни. Околицы располагались возле деревни (на краю). Это были мелкие поселения из 2-3 домов. Одиночный дом с постройками и земельным наделом, стоявший отдельно от всей деревни, назывался выселком. Это аналог украинского хутора.

Комплекс построек, принадлежавших к одному дому, назывался двором. Такое расположение характерно для всех белорусских поселений. Напротив дома строили хозпостройки: амбар, сараи, навесы, загоны для скота. Часто их располагали таким образом, чтобы все строения образовали прямоугольник или квадрат. В середине делали колодец. Двор обносили забором с воротами. Дома располагали тесно друг к другу, чтобы они соприкасались стенами.

Традиционным белорусским жилищем был срубный дом. Сруб делали преимущественно из сосны. Фундамент отсутствовал, бревна укладывали на землю. Пол делали глинобитный или просто утрамбовывали землю. Снаружи стены укреплялись насыпью из земли — завалинкой. Бревна не обтесывали, стены утепляли мхом. Крышу конструировали двускатной. В качестве кровельного материала использовали солому или камыш.

Белорусская мазанка

Окна были прямоугольные и узкие, для уменьшения теплопотерь в холодное время года. Стекла в те времена отсутствовали, проем задвигался досками. Зимой на окно вешали плетеные соломенные циновки. В основном в доме было три оконных проема: одно выходило на улицу, два — во двор. Хозяйственные постройки часто примыкали к основному строению и находились под общей с ним крышей. Гумно (участок для хранения зерна) ставили на некотором расстоянии. Такие постройки, как кузница, баня размещали в отдалении. Баню располагали у реки, чтобы не носить далеко воду.

Как и во многих постройках тех времен, в хатах был высокий порог и низкие дверные проемы. Это позволяло экономить тепло. Сначала жилье было двухкамерным. Оно делилось на комнату и сени (входная часть). Сени служили для сохранения тепла, также в них хранили продукты, корм для животных. Комната не разделялась на отдельные помещения. В ней готовили еду, спали, выполняли домашние дела. Если зимой было очень холодно, некоторых домашних животных на время брали в хату, чтобы они не замерзли.

Главным элементом дома была печь. Ее ставили в угол напротив двери. В противоположном печи углу делали бабий кут — место для хранения домашней утвари. Рядом располагался красный угол — самое почетное место в доме. Там размещали иконы, рушники, лавки для гостей. Печь топилась по-черному: дым выходил в окна и двери, дымохода не было. В хате находилась такая мебель: обеденный стол, лавки, настил для сна, отдыха, посудный шкаф.

Традиционный интерьер

Часто в хате стоял ткацкий станок. Перед печью прикрепляли жерди для сушки одежды, полотенец. На полу раскладывали тканые половики, стены украшали рушниками (вышитые полотенца), кружевными салфетками. Посуда была нескольких видов: глиняная, железная, берестяная.

Декоративно-прикладное искусство

Белорусское народное искусство развивалось в тесном взаимодействии с искусством больших художественных стилей, и прежде всего барокко. Причем эти стили находили в образах народного искусства свою самобытную интерпретацию, более связанную с мифологическими представлениями, нежели с официальными идеями и канонами. Причин этому явлению много, но одна из наиболее значительных — это высокое развитие наряду с сельским городского художественного ремесла.
Большого расцвета художественная культура народа достигла в XVII веке. В этот период и сельское кустарное ремесло, и городское достигло больших художественных высот и значительного разнообразия. Хотя уже с XIV века известны керамический и другие художественные промыслы (в частности, большое развитие получила Оршанская мастерская, где изготовляли превосходные печные плиты в голубой, синей, желтой, коричневой гамме цветов с милым голубым васильком), все-таки современные художественные традиции народного искусства можно вести именно от XVII века.

С XVIII века известно высокое качество белорусских изделий народного искусства, выполненных в техниках резьбы по дереву, керамике, ковке и литье из металлов, перегородчатой горячей цветной эмали, в стекле.
Продолжающаяся в это время работа белорусских мастеров по оформлению общественных и культовых зданий характеризуется прежде всего расцветом деревянной резьбы, так называемой «флемской», то есть пламенеющей. Изысканная пластика этой прорезной пышной резьбы стала предметом подражания для мастеров других стран.

В XVIII веке появилось множество ткацких мануфактура, среди которых наибольшую известность получила Слуцкая мануфактура, где ткали изумительные узорные разноцветные пояса, которые вошли в историю декоративно-прикладного искусства нашей страны под названием «слуцкие пояса». Коллекции этих поясов хранятся в некоторых крупных музеях и составляют их законную гордость. 

Слуцкий пояс

От давних времен до наших дней прослеживается непрерывная нить развития в оформлении сельского жилища. Старинным был способ оформления при помощи простого топора верхних толстых досок, поддерживающих крышу — причелин. (Поэтично само название — при челе дома.) Нередко их окончания представляли собой обобщенный скульптурный образ, чаще всего копя. Появление новых столярных инструментов — пилы и особенно лобзика — способствовало расцвету убранства фасадов домов. На Гомельщине, например, верхняя доска наличника превращается в роскошную корону, на Пинщинс способом наложения одной резной доски на другую делается особенно пышным обрамление окон. Исключительно интересными по художественной выразительности были фронтоны, которые декорировались дощечкой — шелсвкой.

Большое значение в жизни белорусского крестьянина имело ткачество. Произведения домашнего узорного ткачества были освящены народными обычаями. На тканый рушник принимали новорожденного, на рушнике опускали умершего в его последнюю обитель. Без рушников не обходился свадебный обряд, ими украшались жилища. Скромен белорусский рушник, строги, сдержанны его издревле завещанные узоры, имевшие глубокий содержательный смысл. Рушники были преимущественно из неотбеленного льна с узорами серебристого цвета. Рисунок простой, геометрический. На концах полотенца — бахрома или кружево, вывязанное крючком. Кроме таких, были более нарядные рушники с красными вытканными узорами, которые чередуются с гладкими красными полосами.

Национальная одежда

Белорусский национальный костюм – это настоящий исторический атрибут, при тщательном изучении которого приходит понимание бытовых условий, настоящих культурных и этнических особенностей далеких предков.

Первичное описание белорусского национального костюма датируется началом первой половины X века. Данные об этом нечеткие, обрывистые, только исторические раскопки способствовали воссозданию истинной национальной одежды Белоруссии. Также были сопоставлены летописные данные о требованиях того времени к традиционной мужской и женской одежде. На основании некоторых элементов наряда можно судить о происхождении, социальном положении, локальном месте проживания, примерном возрасте, важных семейных привилегиях его обладателя.

По одной из версий этноним «белорус» возник в результате приверженности этого народа к белому цвету. Любовь к белому цвету видна как в женском, так и в мужском белорусском народном костюме.

Классический народный костюм в подробностях был расписан в начале ХХ века. Тогда было установлено, что классический вариант белорусского национального одеяния, применяемый местными горожанами, имел определенные отличия от традиционного сельского варианта: в нем прослеживались знаки влияния европейской моды. По этой причине традиционным костюмом республики Беларусь считается одежда простого сельчанина, в которой сохранились черты истинной самобытности. Эта гостеприимная страна, где насчитывается примерно 22 варианта традиционного одеяния. По отдельным элементам наряда можно с точностью определить принадлежность к определенной местности, селу или хуторку.

Белорусы носят просторную рубаху навыпуск на основе натурального льна, красивую жилетку из прочного сукна и головной убор. Рубашка шилась с воротничком отложного типа и широким нагрудным разрезом. Широкий ворот и нижняя часть одеяния обрабатывались вышивкой в колоритном национальном стиле. К рубахе полагался броский пояс яркого красного цвета. В некоторых моделях брюк также был предусмотрен пояс и застежка на пуговицу. Так в завершенном виде выглядели белорусские мужские костюмы, представлявшие собой образец сочетания практичности и ручного искусства.

Мужской костюм

Женщина облачалась в натуральную льняную сорочку, вышитую вручную национальными орнаментами. Поверх нее надевалась юбка, которую сшивали из разных броских тканей. Летние сорочки выполнялись из дышащего льна, зимние – из прочного сукна. Взрослым замужним женщинам изделия шились из понева. Поверх складчатой юбки шел броский вышитый фартук, органично сочетающийся по цвету и этническому узору с внутренней сорочкой.

Женский костюм

Представители сильного пола осенью облачались в суконную епанчу либо овчинный тулуп, умело обшитый тканью с ручной вышивкой, некоторые представители зажиточного класса носили теплые меховые шубы.

Женские верхние одеяния имели более изящный вид: девушки кутались в шерстяные свитки либо овчинные кожушки.

На голову мужчины надевали в знойное время широкую соломенную шляпу под названием брыль. Зимой от холодов спасала меховая аблауха – своеобразная теплая шапка, к которой были пришиты четыре меховые части: две из них завязывались наверху, а остальные прямо над подбородком.

Женские головные уборы несли в себе социальный и обрядовый смысл. По их виду определялось текущее семейное положение, возраст, финансовое состояние девушки.

Фольклор

Белорусский фольклор представлен почти всеми жанрами: календарная и семейно-обрядовая поэзия, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, загадки, заговоры, народный театр в разных его видах, социально-бытовая лирика. Не было в белорусском фольклоре таких произведений, как былины или думы, специфичных для русского и украинского фольклора. Но белорусский народ тоже создал свой героический и исторический эпос, который хотя и не обрёл единую жанровую форму, однако довольно полно отражал многие героические старания прошлого.

Белорусская музыка вошла в мировую культуру как яркое и самобытное явление. Корнями белорусская народная музыка уходит в древность, к истокам культуры восточных славян. Это дает понимание общности традиций в музыке среди близких народов. Белорусская музыка, как и музыка других ее братских народов, имеет самобытные, яркие и удивительные народные традиции.

Найти отличительные черты музыки белорусов можно в обрядовых песнях: колядных, масленичных, жатвенных, свадебных и разных других, приуроченных к важным событиям.

Огромная роль в музыке белорусского народа отведена церковной тематике. Кроме этого, нашел свое проявление еще один важный и яркий аспект. Национальная музыка проявилась в народных танцах и плясках. Ими можно любоваться на всевозможных праздниках во всех местах Белоруссии.

Белорусские народные танцы можно разделить по циклам, соответствующие четырем периодам года. Зимой самое яркое событие - колядная неделя и святвечера, весной - Масленица, летом - Купала, осенью - Дожинки. Самым ярким и простым белорусским танцем является хоровод.

Музыкальным сопровождением танцев служили скрипка и бубен, цымбалы, дуда и гармонь. Зачастую танцы сопровождались пением частушек. Иногда такое исполнение превращалось в, своего рода, состязание, что придавало танцам ещё более юморной характер.

Долгое время танец существовал только в деревнях, так как высшее фото общество считало неподобающим танцевать «мужицкий» танец.

Белорусский народный танец

Широкую известность они приобрели благодаря Игнату Буйницкому и его труппе, которые вынесли эмоциональные и темпераментные танцы на большую сцену Беларуси и других стран в которых каждый может заказать дипломную работу.

В 1907 году Буйницкий основал белорусский народный театр, в котором был и режиссером, и актером, и танцором. Он сохранил всю первобытность белорусского танца, показал его красоту и проявляющийся в нем характер народа.

Можно сказать, что почти все белорусские танцы исполняются парами. Лишь иногда исполнение предоставлено одним парням или девушкам.

Кухня

Кулинарные традиции Белоруссии уходят корнями в языческие времена, а окончательно они сформировались во времена существования ВКЛ. Основная часть белорусских рецептов вошла в книгу под названием «Литовская кухарка» (1848 год). В 2013 году эта книга была переиздана на белорусском языке.

Знаменитый белорусско-польский поэт Адам Мицкевич в своей бессмертной поэме «Пан Тадеуш» воспел бигос — национальное блюдо из тушеной квашеной капусты и кусочков мяса. Кстати, оно считается крестьянским, так как шляхта и магнаты ели более экзотическую пищу. На столе знаменитой династии Радзивиллов появлялись апельсины, корица, имбирь, гвоздика, которые они привозили из путешествий. Поскольку любимым занятием знати была охота, традиционно употребляли в пищу разнообразную дичь, которую тушили, варили и даже запекали целиком.

Если говорить о картофеле, развеем сложившийся миф: основа основ белорусской национальной кухни попала в Белоруссию… лишь в 1670 году, а повсеместное распространение получила спустя столетие. Поэтому рацион простого белоруса до его появления состоял из: свекольной ботвы, которую хранили в подвалах, квасили, мариновали и готовили из нее «ботвинники» (холодные супы, которые сейчас называются «окрошками» и «холодниками»), сала, которое солили прямо со шкурой и употребляли вместо мяса, рыбы, грибов, ягод.

Как правило, мясо на столе крестьян появлялось только по праздникам, а на Рождество готовили кутью — кашу из цельных зерен, праздничное блюдо белорусов.

После появления картошки, она стала основным ингредиентом для повседневных блюд. Повсеместно в белорусскую кухню начали проникать европейские рецепты и особенности национальных традиций соседних народов. Появились блюда из пшеничной муки, салаты и др. Мясо белорусы начали употреблять больше, но статистика говорит о том, что соседи-поляки употребляют его практически в два раза больше.

В XIX в. это блюдо называли картофельными оладьями, а современное название произошло от старорусского слова «драть», что сейчас приобрело значение «тереть, перетирать». 

Драники — визитная карточка кухни Беларуси. Рецепт был позаимствован из немецкой кухни и впервые описан в книге «Кухар добра навучаны» в 1830 году. Так что «основа всех основ», которой принято считать драники, вошла в рацион белорусов чуть меньше двух веков назад.

Верашчака. Придворный кухмистр короля Речи Посполитой Верещака вошел в историю белорусской кухни как создатель довольно интересного блюда. Он придумал тушить в подливе кусочки колбасы, смешанные с салом. Со временем верещака появилась и в рационе селян — ее готовили по большим праздникам. Таким образом, народно любимое кушанье попало на столы современных белорусов прямиком с княжеского.

Верашчака

Ботвинник (свекольник). Ботвинник (по-белорусски «бацвінне») традиционно готовился из свекольной ботвы. Сейчас готовят холодник из свёклы, а тогда для простого крестьянина это было непозволительной роскошью.

Пячысты. Это могла быть запеченная баранина или целая курица или дичь. Пячысты часто появлялся на княжеском столе, причем готовили его очень интересным способом: тушку курицы или другой дичи вымачивали, а затем закапывали на несколько дней в песок. Начиняли ее селедочным фаршем и, хоть на первый взгляд кажется, что эти продукты сочетаются плохо, на самом деле мясо получалось очень нежным и вкусным.

В зависимости от времени года, сбитень мог подаваться как холодным, так и горячим. Холодный вариант отлично освежал летом, а горячий — согревал во время прихода холодов.

Крамбамбуля. Крепкий алкогольный напиток на меду, в состав которого входили спирт, мед и специи. Без крамбамбули не обходилось ни одно шляхетское застолье.

Сбитень — традиционный белорусский безалкогольный напиток на травах. 

Пословицы и поговорки

  • Как нет рыбы без кости, так нет человека без злости.
  • Хитрец говорит, как листом стелет, а в кармане горячий камень держит.
  • "Будь здоров", "будь здоров" - да и с лавки долой.
  • Кто смелый, тот умелый. Рыба воды не боится.
  • От людей спрячешься, а от совести - нет.
  • Слепой слепому не поводырь.
  • Языком молоть - не дрова колоть.
  • Хитрый обещает, а дурень верит.
  • Сова не родит сокола.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • В голове шумит, а в карманах тихо.
  • Не время собак кормить, когда волк в стаде.
  • Сидит тихо, а затевает лихо.
  • У злого и скупого всегда после обеда.
  • Плохому танцору и сапоги мешают.

Документальные фильмы

  1. Белорусская народная песня "Каля вербаў". https://www.youtube.com/watch?v=toH-bFBchkc
  2. История Беларуси. https://www.youtube.com/watch?v=1sL_2MwQ4Uc
  3. Краткая история появления Беларуси. https://www.youtube.com/watch?v=VN7nxok7uko
  4. Белорусы в Сибири: как сохранить родные традиции и белорусскую культуру. https://www.youtube.com/watch?v=_sVmX2_doRM
  5. Белорусская культура и искусство в семье славянских культур https://www.youtube.com/watch?v=PeOh58xaDGU
  6. Специальный репортаж о национальной белорусской кухне «Приятного аппетита!» https://www.youtube.com/watch?v=edV6y3X9tuo

 Что можно почитать

  1. Белорусская национальная кухня: блюда со вкусом истории // Беларусь24. Режим доступа: https://belarus24.by/articles/kultura/belorusskaya-natsionalnaya-kukhnya-blyuda-so-vkusom-istorii/ 
  2. Галактионова Ж. Белорусы – народ с богатым духовным наследием // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/belorusy-narod-s-bogatym-duhovnym-naslediem
  3. Лузин Л.Н. Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. Челябинск: АвтоГраф, 2012. 408 с.
  4. Пилипенко М. Концепции происхождения белорусов // Наука и инновации. 2011. №103. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-proishozhdeniya-belorusov
  5. Разуванова К.С. СОВРЕМЕННАЯ БЕЛОРУССКАЯ ДИАСПОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ, ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ И АСПЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ // Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 1. С. 51-56. Режим доступа: https://www.sibran.ru/upload/iblock/118/11893f8bb46f7030ee74251072ac4d3d.pdf
  6. Сергеев Н. Истоки белорусской государственности // Постсоветский материк. 2019. №1 (21). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-belorusskoy-gosudarstvennosti
  7. Шарухо И.Н. Белорусы в антропологическом и этническом пространстве // Псковский регионологический журнал. 2008. №6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/belorusy-v-antropologicheskom-i-etnicheskom-prostranstve
  8. Шевцов Ю.В. Белорусы: два проекта. О закономерностях развития белорусской культуры // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2018. №1 (12). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/belorusy-dva-proekta-o-zakonomernostyah-razvitiya-belorusskoy-kultury

Доходное слово

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.