25 окт 2021г. 2190
Гагаузы

Гагаузы – тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на территории Балканского полуострова. Проживают гагаузы преимущественно в Бессарабии (Молдавия), где имеют собственную автономию, а также в Болгарии, Греции, Украине, России и других странах.

Происхождение

О происхождении гагаузов существует около 20 различных гипотез. Самые обоснованные из них:

  • Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузыпеченегикуманы;
  • В Турции распространена сельджукская теория: гагаузы являются потомками турок-сельджуков, переселившихся в XIII веке в Добруджу и основавших там совместно с половцами огузскую державу;
  • В Болгарии наиболее распространена гипотеза, согласно которой гагаузы — потомки отуреченных болгар;
  • Гагаузы — потомки тюрков-булгар, переселившихся в VII веке с берегов Волги на Балканы и принявших в IX веке христианство.

Современных лингвистических обоснований происхождение гагаузов не имеет, так как нынешний тюркский язык ими явно был заимствован, хотя и неизвестно, на каком именно историческом этапе.

Сами себя гагаузы называют GagauzlarПо одной из версий, это искажённое тюркское слово «гёк-огуз», что означает «синие» или «небесные» огузы. Впрочем, у самих гагаузов популярна версия, согласно которой их этноним образовался от слияния слов «гага» («клюв» или «нос») и «уз» («прямой»). Дескать, сколько этот нос или клюв ни гни, он всё равно остаётся прямой. Так и гагаузы: всегда идут своим путём.

Наиболее вероятно, что в этногенезе гагаузского народа принимали участие все вышеназванные группы, что подтверждается генетическими исследованиями. Ближайшими генетическими родственниками гагаузов являются болгары, македонцы, сербы и другие балканские народы, но также присутствуют и родственные связи с турками.

 История (+появление на Южном Урале)

История гагаузов является предметом споров и научных дискуссий. Это связано с тем, что документальных упоминаний гагаузов до XIX в. Не имеется, а все теории историков зачастую напоминают непроверенные гипотезы, а не достоверные факты.

По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и подчинялись Хазарскому каганату.

Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее.

В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии. Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство.

Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. В XIII веке оно называлось «Добружанское княжество» или «Узи эйялет». Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру.

Добружанское княжество

В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет (с 1769 по 1854 годы) и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону.

К концу ХIХ – началу ХХ вв. относится новый этап расширения территории расселения гагаузов. В результате аграрного перенаселения и обезземеливания часть их была вынуждена переселиться из Буджака на Северный Кавказ (в Кабардино-Балкарию и Северную Осетию), в Сибирь (Тюменскую обл.), в Узбекистан (Ташкентскую обл.), Киргизию (пригороды Бишкека) и Казахстан (Семипалатинскую, Актюбинскую, Целиноградскую, Кустанайскую, Восточно-Казахстанскую, Павлодарскую обл.)

В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней.

В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. После Второй Мировой войны гагаузские земли вошли в состав Молдавской советской социалистической республики СССР.

В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» («Гагаузский народ»), и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию. Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям. В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). В её состав вошли 3 города и 27 сел.

В Челябинской области гагаузы появились вместе с другими насильственно переселёнными народами (греками, болгарами и др.) после Великой Отечественной войны.

Численность

До конца XX в. гагаузы преимущественно компактно проживали на территории Бессарабии (Молдавии и Одесской области Украины). Отдельные гагаузские общины проживали на территории других республик СССР, но они не были значительными. Активное переселение гагаузов началось в конце XX в., в результате чего резко возросла их  численность в РСФСР.

Численность гагаузов в мире составляет порядка 250 000 человек. Большая часть, согласно информации 2004 г., проживает в Молдавии — 147 500 человек. Значительное число гагаузов проживает на территориях других государств: Украина — 31 900 чел., по информации переписи 2001 г. (из них 27 600 чел. — в Одесской обл.); Россия — 13 700 чел., по данным переписи 2010 г. (Тюменская обл., ХМАО, ЯНАО, Московская обл., Москва); Турция — 5 000-15 000 чел.; Греция — 3 000 чел.; Болгария — 540 чел., по информации переписи 2001 г., по неофициальным данным, до 10 000; Румыния — 1 200-3 000 чел.; Казахстан — 1 000 чел. Незначительные диаспоры и отдельные представители народности живут в Канаде, Бразилии, США, Грузии, Эстонии, Туркмении, Латвии, Белоруссии, Узбекистане.

Год

Россия

Челябинская область

1897

55800

 

1926

800

 

1959

3012

 

1970

3700

 

1979

4176

 

1989

10040

 

2002

12000

148

2010

13690

118

 

Язык

Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Он близок турецкому языку и южному диалекту крымско-татарского, но в отличие от турков гагаузы вместо звука «ğ» используют «g», что сближает гагаузский язык с тувинским.

В 2010 г. ЮНЕСКО причислило гагаузский язык к языкам, находящимся под угрозой исчезновения.

Самобытная форма гагаузского инфинитива с окончанием на -maa/mää вообще является феноменом в языках тюркской группы.

Существуют центральный (чадырлунгско-комратский) и южный (вулканештский) диалекты гагаузского языка. Южный – более архаичный и сохранил больше черт тюркских языков.

До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена гагаузская письменность на основе русской графики. В настоящее время гагаузы пользуются на письме латиницей.

Современная ситуация

С 2017 г. в Москве открыта школа гагаузского языка, в которой обучаются дети старше 7 лет и взрослые. Занятия организована межрегиональной общественной организацией «Союз гагаузов». По официальным данным в Москве проживает 1,2 тыс. гагаузов.

Современные гагаузы активно мигрируют из Молдавии в поисках трудоустройства. Ключевым направлением трудовой миграции является Россия, которая ближе гагаузскому населению в силу продолжительных исторически сложившихся контактов и совместного проживания, общего вероисповедания с большинством ее населения, а также широкого распространения и высокого уровня владения русским языком. Русский язык, русская культура, наконец, русский менталитет пока ближе гагаузам, чем турецкий. Русский язык – язык городских улиц Гагаузии, язык политики, образования. На нем преподаются почти все предметы в школах Гагаузии, Комратском университете. Другим довольно популярным направлением трудовой миграции для гагаузов является Турция. В последние годы после открытия безвизового перемещения граждан Молдавии в страны Шенгенского соглашения поток гагаузской миграции на запад существенно возрос.

Выдающиеся деятели

Михаил Николаевич Губогло – этнолог, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Владимир Валкан – бизнесмен, президент Союза гагаузских предпринимателей в России. Сахат Дурсунов - российский актер и кинорежиссер, по отцу туркмен, по матери гагауз.

Михаил Губогло

Традиции и обряды

Гагаузы исповедуют христианство, смешавшееся в сознании народа с древними языческими верованиями. Ка­лен­дар­ная об­ряд­ность гагаузов сохранила следы тюркской кочевнической традиции, а также переняла общебалканские мотивы. Например, у них есть Вол­чьи празд­ни­ки (Джа­на­вар Йор­ту­ла­ры), от­кры­ваю­щие зим­ний цикл обрядов (с се­ре­ди­ны но­яб­ря).

Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор. На флаге Гагаузии 1990 года изображен волк. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного.

Первый флаг Гагаузии

Волчий праздник длился целую неделю. В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям. Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа. 

Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами. Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу.

В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу.

В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая – обряд вызывания дождя с Пипирудой.

В обряде «Пипируда» («бабочка») участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста. Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев. После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками.

В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением (фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе). В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха.

На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора.

На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет. А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин – например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный.

У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию.

Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её.

Детей с детства воспитывали в строгости, проявление к ним чувств родителями на людях запрещалось. В связи с этим ближайшими людьми для малышей становились дедушка с бабушкой, которым позволялось проявлять ласку. С наступлением подросткового возраста дети могли свободно общаться с матерью, просить у нее совета. Отец не общался по душам с детьми до момента создания ими собственной семьи. В случае, если ребенку надо было обсудить какой-то вопрос с папой, посредником выступала мать.

Со взрослением детей статус невестки в доме менялся. Сразу после прихода в семью мужа девушка теряла собственное имя, ее называли «gelin», что означала «пришлая». Невестка находилась в полном подчинении у родственников супруга, выполняла наиболее сложные хозяйственные дела, работала в поле. Чем старше становились дети, тем более уважаемой становилась их мать.

Традиционный быт

В Гагаузии производятся такие вина, как «Каберне», которому присуждено 8 золотых медалей на международных выставках и конкурсах, «Комратское красное», «Комрат Гюлю», «Кагор», «Алиготе», «Шардоне», «Чадыр-Лунга», «Вулканешт-ское», «Казаяк», «Черный монах» и другие.

Основу традиционных занятий гагаузов составляли животноводство с преобладанием овцеводства и земледелие, сочетающее хлебопашество и огородничество с виноградарством. Современные гагаузы унаследовали давние традиции виноделия.

Тра­диционное жи­ли­ще гагаузов – это состоящий из трёх помещений дом («бю­юк», «евь») с за­ва­лин­кой («при­спа») и ве­ран­дой на де­ревянных или кир­пич­ных стол­бах вдоль сте­ны, которая обращена на улицу. К до­му обычно пристраивалась кух­ня и другие хо­зяйственные по­ме­ще­ния.

Ком­на­ты гагаузы укра­ша­ли ков­ра­ми с вытканными красными розами в обрамлении зелёных листьев на чёр­ном фо­не, тка­ны­ми по­ло­ви­ка­ми и вы­ши­ты­ми по­ло­тен­ца­ми.

Гагаузский ковёр

Декоративно-прикладное искусство

Наиболее развитой областью декоративно – прикладного искусства Гагаузии является ковроткачество. Существуя в течении веков и будучи глубоко самобытным, оно достигло высокого художественного уровня. Среди различных областей народного искусства ковроделие наиболее полно и ярко отображает богатство и своеобразие орнаментально-декоративной культуры гагаузского народа. Всестороннее изучение коврового искусства имеет большое практическое значение для будущего восстановления и развития других областей декоративного искусства.

Современные гагаузские ковры

Национальная одежда

Гагаузские женщины носили ту­ни­ко­об­раз­ную ру­ба­ху и без­ру­кав­ное пла­тье с ши­ро­ким шер­стя­ным крас­ным поя­сом, а поверх повязывали передник. На голову они повязывали плотный чёрный платок («чемьберь») поверх тонкого белого платка («мода»).

Национальный гагаузский костюм

Зимой женщины надевали пла­тье с ру­ка­ва­ми, су­кон­ную коф­ту и ов­чин­ную без­ру­кав­ку («жу­грант­лы мин­тан­ка») с кожаной аппликацией.

Женщины также носили большое количество украшений, в том числе ожерелье из золотых монет («лифт»), чтобы продемонстрировать богатство родителей или мужа.

Гагаузские мужчины носили подпоясанную широким красным поясом рубаху и ши­ро­кие су­кон­ные шта­ны. Летом – суконную шляпу, зимой – меховой колпак. Чабаны также носили меховые штаны («ме­шин»), без­ру­кав­ку-мин­тан­ку и ко­рот­кую курт­ку, украшенную цветной строч­кой («кюрк»).

Фольклор

Свадебные песни гагаузов, как и у славян, печальные: в них воспевается горечь расставания невесты с родным домом.

В гагаузском фольклоре много легенд о луш­ни­цах, которые предсказывают судь­бу ре­бён­ка, и вол­шеб­ных сказок, в которых живёт древний культ волка.

В народной музыке преобладает одноголосие, свойственное для музыкальной культуры тюрков.

Во­каль­ная культура гагаузов представляет два стиля: «тур­ку» (ли­рические, эпические, сва­деб­ные, си­рот­ские песни, бал­ла­ды, пла­чи) и «маа­ни» (час­туш­ки).

Гагаузские танцы: «Аар ой­ун», «Фыр­ли кун­дак», «Ка­дын­жа». Об­ря­до­вые ме­ло­дии: «Пер­не­ля» (пас­ту­ше­ская), «Ге­лин ха­ва­сы» (ме­ло­дия не­вес­ты), «Ала­мак ава­сы» (плач).

Кадынджа

Народные инструменты: сви­рель, ка­уш (3-струн­ный смыч­ко­вый наподобие болгарской га­дул­ки), коб­за, ка­вал, гай­да, скрип­ка, различные идиофоны.

Кауш (болгарская гадулка)

 Кухня

Пи­ща гагаузов хранит память об их прошлой кочевой жизни, если судить по тому, какими способами они обрабатывают молоко, хранят мясо творог и брынзу (в шкуре или в сосудах из тыквы – сусаках).

Гагаузы пекут традиционные пресные лепёшки-питы, слоё­ные пи­ро­ги с тво­ро­гом и брын­зой («кыыр­ма»), а из квашеного теста - пирожки (karmyarik), в которые запекают брынзу, капусту и творог. 

Они также готовят фар­ши­рованные ба­ра­ни­ной со спе­ция­ми же­луд­ки («ка­ур­ма»). Из куриных блюд можно назвать манджу – тушеную курицу с овощами.

Манджа

По празд­ни­кам на столе у гагаузов обязательно присутствует хо­ло­дец («пача»), а для жерт­во­при­но­ше­ний они варят «кур­бан» – пше­нич­ную ка­шу.

Есть у гагаузов и свой традиционный йогурт – «йуурт». Это кисломолочный продукт, для приготовления которого они кипятили молоко, а потом добавляли сметану и давали этой смеси скиснуть, а чтобы она не испортилась, клали в кувшин серебряную монетку.

Главный напиток гагаузов – крас­ное ви­но.

Пословицы и поговорки

  • Правда всегда хороша.
  • Брал – не забудь и отдать.
  • В спешное дело вмешивается дьявол.
  • Голодный с сытым не уживётся.
  • Кровь не станет водой.
  • У чёрной овцы и ягнёнок чёрный.
  • Лентяя по походке узнаешь.
  • Из-за мышей поджёг скирду.
  • Кто грамотен, у того четыре глаза.
  • Не пугай волка овечьей шкурой.
  • Сирота никогда не смеётся.
  • Нельзя взять два арбуза подмышку.
  • Не красотой на свете живут, а счастьем.

Документальные фильмы

  1. Гагаузский узел. Фильм про гагаузов. https://www.youtube.com/watch?v=rCMJhgz3fxo
  2. Мы гагаузы // Вести-Алания. https://www.youtube.com/watch?v=4m9P78x2-6U
  3. Гагаузы в гостях у «Вечерней Москвы». https://www.youtube.com/watch?v=VWk37-ZWR6M
  4. Изучаем гагаузский вместе с News Maker. https://www.youtube.com/watch?v=5HCgY-cWX1o
  5. Такие странные… гагаузы // Мир24. https://www.youtube.com/watch?v=TMc7OWd5Svc

Что можно почитать

  1. Варзарь А.М. Этногенез гагаузов по данным аутосомных ДНК-маркеров. Режим доступа: http://serin.su/publ/a_m_varzar_ehtnogenez_gagauzov_po_dannym_autosomnykh_dnk_markerov/1-1-0-41
  2. Гагаузлар – история гагаузов. Режим доступа: https://gagauzlar.md/index.php
  3. Гагаузы // Национальный акцент. Режим доступа: https://nazaccent.ru/nations/gagauzi/
  4. Колосов В.А. К вопросу о принятии христианства предками современных гагаузов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2010. №2. С. 48-51. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-prinyatii-hristianstva-predkami-sovremennyh-gagauzov
  5. Субботина И.А.  Миграции и расселение гагаузов в ХХ-ХХI вв // Историческая этнология. 2018. №1. С. 43-68. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsii-i-rasselenie-gagauzov-v-hh-hhi-vv
  6. Шихова А. Гагаузы – таинственный народ, почитающий волка // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/gagauzy-tainstvennyy-narod-pochitayuschiy-volka
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.