25 окт 2021г. 3366
Коми-пермяки

Ко́ми-пермяки́ или пермяки— коренной народ России, относящийся к финно-угорской группе. До 1920-х гг. называли себя пермичами, пермянами. В настоящее время используется этноним коми-пермяки. Проживают на северо-западе Пермского края: на территории административно-территориального образования в составе края — Коми-Пермяцкого округа, в Красновишерском муниципальном районе, по реке Язьве — язьвинские пермяки, в Кировской области (в Афанасьевском муниципальном районе) — зюздинские пермяки. На реках Иньва и Нердва (Кудымкарский и Юсьвинский районы Пермского края) — иньвенские коми-пермяки.

Происхождение

Коми-пермяки издавна называли себя пермяками, пермичами, пермянами. Эти самоназвания происходят от слова пермь — которое в письменной форме живет уже более тысячи лет. Ученые выводят происхождение слова пермь из языка вепсов — финноязычного народа Заонежья. Оттуда его принесли на Урал новгородцы. На языке вепсов оно звучало как перема — далекая земля. На верхней Каме древние предки коми-пермяков истолковали его как перемь, а затем придали ему ту форму, которая стала официально употребляемой — пермь. Высказано предположение, что от слова пермь происходит имя эпического коми-пермяцкого богатыря Перы.

С середины 1920-х гг. установилось широкое употребление этнонима коми-пермяки. В него вошло слово коми, которое, как считают лингвисты, является первоначальным самоназванием народа и происходит из его родного языка. Полагают, что в это слово вложено понятие человек, человек своего племени, народа.

Коми-пермяки — коренное население Пермского края. Их предками являлись племена ломоватовской и родановской культур, расселявшиеся по верхней Каме в VII-XV вв. Коми-пермяки родственны по происхождению и языку народам коми (зырянам) и удмуртам. В языковой классификации народов мира язык трех народов назван пермским. Он образует подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи.

Судя по археологическим памятникам и топонимическому материалу, этническая территория коми-пермяков распространялась на весь Пермский край. Она стала сокращаться в связи с тем, что в местах расселения, предков коми-пермяков с конца XV в. начали селиться русские.

Этническая консолидация коми-пермяков завершилась после образования в 1925 г. национального округа путем сплочения двух этнических групп — северной (косинско-камской) и южной (кудымкарско-иньвенской).

История (+появление на Южном Урале)

Согласно лингвистическим изысканиям, древние предки финно-угорских и самодийских народов составляли некогда единую этнолингвистическую общность – прауральскую. Об этом свидетельствуют сходные черты в их языках. По мнению ряда учёных, возможной прародиной уральцев была территория между Уралом и средней Волгой. Постепенно древние лингвистические общности распадались на новые языковые группы. Таким образом, во II–I тыс. до н. э. из прафинно-пермской общности выделилась прапермская. В результате миграций населения, языкового влияния в бассейне Нижнего Прикамья булгарских племён примерно в VIII–IX веках произошёл распад пермского праязыка на древнеудмуртский и древний общекоми языки. Период существования общекоми языка продолжался всего одно-два столетия, постепенно происходило территориальное размежевание на северную и южную части общекоми народа, ослабление и утрата связей между ними. Окончательное сложение коми-пермяцкого и коми-зырянского диалектов относится к XIV–XV векам. В XVI–XVII веках обособляется коми-язьвинская диалектная область.

На ранних этапах формирования коми-пермяцкого народа в нём, по мнению исследователей, приняли участие разные этнические компоненты: предки удмуртов, коми-зырян, угров и других. Происходили процессы ассимиляции «чужих» элементов и консолидации единой общности. С первых веков II тыс. н. э. начинается взаимодействие коренного населения с русскими, постепенно связи укрепляются, и на территории Прикамья появляются западные переселенцы. На этой территории коми-пермяков возникло государственное образование Пермь Великая, которое отождествляется с упоминаемой в скандинавских сагах Биармией. Однако этот вопрос всё ещё остаётся спорным.

В 1472 году территория Перми Великой входит в состав Русского государства. Присоединение земель, на которых проживали коми-пермяки, к государственному образованию существенно повлияло на дальнейшее развитие народа. Конечно, коми-пермяки стали нести государственные повинности, но они приобрели и положительный опыт, в частности в ведении земледелия. Коми-пермяки восприняли много элементов русской культуры, при этом адаптируя многие из них к своему быту и обычаям. В 1558 году огромные угодья прикамских земель в вотчинное владение получили Строгановы, в том числе в их имении оказались земли южных районов Коми-Пермяцкого округа. Таким образом, часть коми-пермяцкого населения в XVI веке попала в крепостную зависимость.

Различия в правовом статусе между южными (крепостными) и северными (государственными) коми-пермяками отразились в развитии хозяйственных занятий и народных обычаев двух групп народа. На южных землях более развитыми стали отрасли сельского хозяйства, тогда как на северных большое значение продолжали иметь охотничьи и рыболовные промыслы.

На территории Кудымкарского и Юсьвинского районов (в прошлом они относились к Соликамскому уезду) в XVIII–XIX веках Строгановыми были основаны первые местные заводы. Близость отдельных коми-пермяцких поселений к промышленным центрам Пермского Прикамья русскими обусловило миграцию небольшой группы комиязычного населения на восток, в бассейн реки Язьвы. По названию реки данную группу называют язьвинскими пермяками. Они имеют специфические черты в языке и культуре, которые сложились вследствие их изолированного проживания от остальных коми народов, в окружении русских, и восприятия частью населения в конце XVIII века старообрядчества. Ещё одна группа верхнекамских, или зюздинских, коми-пермяков тоже отделена от основной этнической территории народа русскими поселениями. Исследования языка и культуры верхнекамских коми-пермяков отмечают наличие у них общих черт и с коми-пермяками, и с коми-зырянами.

В течение XIX века наблюдался рост численности коми-пермяков. По результатам Первой Всероссийской переписи населения в Пермской губернии насчитывалось 123 373 «пермяка», что составляло почти 4 процента от общего числа населения.

До начала XX века среди всех групп коми-пермяцкого населения сохранялся традиционный образ жизни: обычаи наследовались от поколения к поколению, основу хозяйства составляли земледелие и животноводство, торговые отношения были слабо развиты, так как продукты хозяйственной деятельности в основном потреблялись в семьях. Можно говорить о том, что на рубеже XIX – XX веков коми-пермяки обладали чётким этническим самосознанием, имели представление о расселении своего народа, но вместе с тем разные группы коми-пермяков оставались разобщёнными.

Коми-пермяки в начале ХХ в.

Важным этапом этнического развития и консолидации народа стало создание в 1925 году в составе Уральской области Коми-Пермяцкого национального округа. Данное административное подразделение объединило северную и южную группы народа. В это время большое внимание уделялось экономическому и культурному развитию территории. С 1977 года Коми-Пермяцкий национальный округ стал Коми-Пермяцким автономным округом Пермской области, по Конституции РФ 1993 года – самостоятельным субъектом РФ. В 2005 году в результате референдума Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область были объединены в Пермский край, в составе которого Коми-Пермяцкий округ является административно-территориальной единицей с особым статусом.

Административной столицей Коми-Пермяцкого округа с 1925 года является город Кудымкар. Он стал центром развития национальной культуры коми-пермяков, так как здесь сосредоточены основные культурно-просветительские и образовательные учреждения. Каждый район Коми-Пермяцкого округа сохраняет и развивает свои местные национальные традиции: фольклорное творчество, национальную кухню, праздничные обряды, декоративно-прикладное искусство.

На Южном Урале коми-пермяки появились вместе с другими переселенцами (русскими, удмуртами и др.) в XVII-XVIII вв.

Численность

По переписи 2010 г., численность коми-пермяков в Пермском крае составила 81,08  тыс. человек, в том числе в Коми-Пермяцком округе 57,3 тыс. человек.

Год

Россия

Челябинская область

1926

149000

 

1959

143000

 

1970

150000

 

1979

146000

 

1989

147000

596

2002

125000

498

2010

94000

326

В настоящее время численность коми-пермяков в Челябинской области (как и в России в целом) заметно снижается.

Язык

Коми-пермяцкий язык начал самостоятельно формироваться с XI века. Первые письменные памятники (словники, рукописные словари) на коми-пермяцком языке датируются XVIII веком.

Отличительными особенностями коми-пермяцкого языка являются наличие специфических звуков (ö, дз, дж, тш) и послелогов, разветвлённая падежная система (17 падежей). В составе коми-пермяцкого языка на территории округа выделяют 2 наречия: южное и северное. Основным отличием которых, является произношение слов начинающихся на букву «В». Например: на северном снег будет звучать «ЛЫМ», а на южном «ВЫМ»

Части тела на коми-пермяцком языке

Литературный язык сформировался в начале 1930-х гг. на основе иньвенского диалекта. В последние десятилетия коми-пермяцкий язык, в том числе его диалектные проявления, активно изучается лингвистами, причем выходцами из своего народа. По переписи 2002 г. коми-пермяцкий язык считали родным 83,1% коми-пермяков.

Всего в истории коми-пермяцкого языка было 4 письменности:

  1. Анбур. Составлен миссионером Стефаном Пермским в 1372 году на основе кириллицы, родовых знаков народа коми — пасов — и, предположительно, глаголицы. Интересно, что в анбуре отражены особенности кириллицы того времени: отсутствует «и краткое» (тогда «и» с титлом еще считалось не буквой, а числом), а также нет отдельных букв для йотированных гласных (тогда это были диграфы). Анбуром выполнены первые письменные памятники коми, которые датируются XIV веком.
  2. Алфавит Молодцова. Разработан специально для распространения грамотности среди коми народа. Эта азбука очень точно отражает набор фонем коми-языков: она предоставляет для палатальных «мягких» согласных буквы, отдельные от твердых, а также дает буквы для всех аффрикат. Примечательно, что здесь нет букв для фонем, заимствованных из русского языка: /ф/, /х/ и /ц/.
  3. Латинизированный алфавит. Возник на волне латинизации письменностей языков на всей территории СССР. По своей сути это та же молодцовская азбука, но переложенная на латиницу. Единственное нововведение — добавление символов для фонем, не «родных» коми-языкам.
  4. Современный алфавит. После политических изменений в 30-е годы XX в. был возвращен кириллический алфавит, однако в его основу был положен новый принцип: теперь твердость-мягкость зубных согласных выражается с помощью последующего гласного, а не при выборе буквы для самого согласного. С тех пор выражение мягкости реализуется так же, как в русском языке. Вместе с этой особенностью русской кириллицы в алфавит также были добавлены йотированные гласные.

Первые письменные памятники языка коми, выполненные алфавитом анбур, датируются XIV веком. До 1917 на коми-пермяцком языке появилось несколько учебных книг, которые были изданы на разных диалектах с использованием кириллической графики. В 1918 создан алфавит на основе русской графики, с 1920 использовался так называемый молодцовский алфавит (система значительно изменённых графем русского языка), с начала 30‑х гг. в основе латинского алфавита, с конца 30‑х гг. — русская графика с введением дополнительных букв (і, ӧ). Предлагались и другие варианты (например, латинизированный алфавит Грена), но широкого распространения они не получили.

 Современная ситуация

В течение ХХ столетия кардинально преобразились условия быта и материальная культура коми-пермяков, изменилась роль традиционного хозяйства и ремесла, многие представители народа сейчас не владеют родным языком. Данные изменения происходили постепенно и отличались по степени интенсивности среди локальных групп народа. 

Без сомнения можно выделить следующие процессы, которые происходят с коми-пермяцкими традициями в настоящее время, это: 1) утрата (забвение), 2) сохранение и трансформация элементов традиций, 3) возрождение и поддержание старых традиций, которые были забыты или от которых приходилось отказываться вследствие разных причин.

Часть элементов народной культуры пока сохраняется среди современных поколений коми-пермяков почти в неизменном виде. Вместе с тем ряд традиций остается востребованным среди более молодых поколений. Например, молодежь во время святочного периода часто гадает точно так же, как это делали старшие поколения. Вместе со старшими родственниками молодые люди посещают кладбища в поминальные дни. От людей среднего и младшего возраста можно услышать фольклорные тексты с традиционными для коми-пермяков сюжетами.

При этом многие сохранившие актуальность народные традиции в большей или меньшей степени преобразуются. Процессы преобразования различаются по изменяемому компоненту: содержание, функции, технологии, сочетание с другими элементами, предназначенность определенной возрастной среде. Опишем некоторые из них.

Значимым в хозяйственной деятельности для коми-пермяков остается сбор дикоросов (травы, ягоды, грибы). Дикорастущие растения продолжают использоваться в народной кухне, что обусловлено сохранением вкусовых предпочтений и невозможностью заменить собираемые продукты покупными. Кроме этого, сбор грибов и ягод приобрел в последние годы коммерческую направленность. В условиях слабого развития рынка труда сбор дикоросов в летний сезон становится важным источником дохода, помогает некоторым коми-пермякам поддерживать семейный бюджет.

Как отмечают этнологи, кулинарные традиции у многих народов сохраняются дольше, чем остальные. Коми-пермяки также, несмотря на существенные изменения культуры питания, продолжают готовить ряд традиционных блюд: окрошку с редькой, шаньги и пироги, грибную икру, паренки и другие. Основываясь на традиционных рецептах, хозяйки часто пробуют дополнить их новыми ингредиентами или используют новые способы их приготовления. Например, когда варят традиционное пиво (сур), экспериментируют с вкусовыми добавками, добавляя в замес разные травы, ягоды, чагу; весенние побеги пикана теперь не только отваривают, едят с квасом, но и готовят из них салаты, варят супы и т. д. 

Коми-пермяцкая традиционная одежда постепенно менялась с начала XX в. Были периоды, когда из самотканых льняных холстов шили костюмы-парочки и платья, а сарафаны кроили из покупных тканей, или когда в одежде сочетали традиционные элементы и новые, воспринятые из городской культуры. В последние десятилетия XX в. еще можно было встретить пожилых женщин, которые носили в обыденной жизни одежду, сшитую по традиционному крою. Но все же во второй половине XX в. традиционный костюм среди старших поколений в отдельных местностях сохранялся как праздничная одежда. В это же время в среде фольклорных коллективов он приобретает статус сценического костюма, а у молодежи нередко становится атрибутом ряженья, то есть своеобразным маскарадным костюмом. Эти функции традиционный костюм сохраняет и в настоящее время.

Праздничная культура народа за последнее столетие тоже существенно преобразилась. Приведем пример, иллюстрирующий изменение содержания народного праздника. Одним из повсеместно отмечаемых коми-пермяками дней была Троица. В начале XXI столетия в отдельных деревнях Троица продолжает отмечаться по народным традициям с проведением молебнов или гуляний вокруг березки. Совсем другое значение приобрел праздник для жителей исчезнувшей д. Ванькина Кудымкарского района. Ежегодно они собираются в день Троицы на том месте, где в прошлом располагалась их деревня. Во время встречи собравшиеся разводят костер, накрывают стол, поют песни, вспоминают о своем детстве и прежних жителях деревни. Иногда они проводят и Троицкие обряды, но главным для них всё же является встреча с однодеревенцами и память о своей малой родине.

К числу реконструируемых и специально восстанавливаемых можно отнести некоторые календарные обряды коми-пермяков, например «Быкобой» и «Турун вежан лун» в с. Большая Коче, «Голендуха-курятница» в с. Антипино, которые не проводились долгое время, но благодаря изучению традиций, инициативе местной интеллигенции и поддержке местной власти вновь осуществляются. Данный вариант конструирования обрядов напрямую связан с деятельностью организаций, занимающихся культурно-просветительской деятельностью (культурно-деловые центры, музеи, библиотеки, фольклорные коллективы).

Турун вежан лун - День Смены травы - один из древнейших праздников, отмечавшийся на земле коми-пермяков.  Праздник смены травы – это праздник перехода из лета в осень. Он отмечался 2 августа, в Ильин день. Суть обрядов этого дня – очищение от хвори, бед, неудач, которые вместе со стеблями трав должна унести река в прошлое, и закладка плодородия на будущее.

Турун вежан лун

Выдающиеся деятели

Екатерина Шаврина – советская и российская певица, исполнительница народных песен. Народная артистка РФ (1995). Василий Васильевич Климов — коми-пермяцкий писатель, сценарист, поэт и драматург, фольклорист, редактор, член Союза писателей России. Пётр Субботин-Пермяк – русский художник-авангардист, автор более чем 40 картин и около 100 графических произведений, педагог, профессор декоративной живописи.

Традиции и обряды

Очень значимо, что коми-пермяки еще на ранней стадии сложения в народность близко познакомились с культурой и бытом русского населения, происходившего из Северо-Двинского бассейна и Заонежья.

У двух народов появилось много общих черт в культуре и быту, что во многом определялось природными условиями и религиозными убеждениями. Коми-пермяки и русские исповедовали православие и жили  по единой схеме календарных обрядов, соблюдали во многом общие семейные обычаи. Но у коми-пермяков осмысление среды проживания и собственного круга жизни выстраивалось, еще в соответствии с древними, языческими верованиями, которые сохраняются и в наше время. Религиозный синкретизм воспитал и коми-пермяках особое самоощущение, особый взгляд на собственные деяния.

Обожествляя природу, коми-пермяки создали своих богов и духов. У них Ойпель — могущественная сила, способная уберечь людей от болезней и отводить вражескую напасть. Верили в лесного царя, лешего — Вöрись, которому были Подвластны звери и птицы. Женское божество Луншёрика (Луншерка) гуляло по ржаному полю и ускоряло действие плодоносящих сил. Фантастическим лесным духом, рогатым и ушастым предстает Сюра-пеля.

Коми-пермяки имеют свой миф о сотворении Мира. «Eн как создатель солнца, звезд, птиц людей поселился на небе, а Куль — создатель нижнего мира и злых духов — в воде, средний, земной мир был дарован человеку.»

Самыми любимыми героями легенд и преданий коми-пермяком являются Кудым-Ош и Пера-богатырь. Как гласит эпос, они оба сделали много полезного для своего народа. Кудым-Ош научил земляков плавить железо и делать из него орудия, из дальних мест привозил семена хлебных культур и красивые товары. Пера победил лешего, водяного и змея, чтобы народу жилось спокойно.

Под влиянием православных и языческих традиций сформировался уникальный календарь народных праздников, обрядов и обычаев. Одни из них повсеместно соблюдаются и в наши дни (Семик), другие сохранились в отдельных местах (обряд Быкобоя и день смены травы в с. Большая Коча, Зажинки в с. Архангельское), третьи используются фрагментарно (элементы старинного свадебного обряда), о четвертых известно лишь по воспоминаниям старожилов и архивным данным (обряды, связанные с культом предков, «старых»). Среди коми-пермяков сохранилось почитание священных деревьев, святых родников. До сих пор весьма распространены мифологические представления о духах природы и народе чудь,  лешем, водяном, домовом  и др.

Вступление молодых пар в брак у коми-пермяков происходило либо «убёгом», когда жених воровал невесту, либо со сватовством и свадьбой. Свадебная обрядность коми-пермяков во многом схожа с традициями русских. Сложный, насыщенный обычаями, приметами и ритуалами свадебный обряд включал такие этапы, как сватовство, рукобитье, подготовка приданого, девичник или обрученье, венчание, свадебный пир и посещение родни. Многие этапы свадьбы сопровождались особыми обрядовыми песнями, большинство из которых коми-пермяки пели по-русски.

Большое значение для коми-пермяков имеют обычаи, связанные с почитанием памяти умерших. Они устраивают поминки в поминальные православные даты, дни рождения умерших родственников, обязательно посещают могилы на Семик – четверг перед Троицей. По семейным обычаям, коми-пермяки разламывают горячий испечённый хлеб, вспоминая о родителях, и в обычные дни. Кроме своих родных в северных районах Коми-Пермяцкого округа местные жители в Троицкую субботу поминают умерших на местах древних погребений и на безымянных захоронениях советского периода.

Традиционный быт

Основным занятием коми-пермяков издавна было: земледелие. Выращивали рожь, ячмень, овес, а в южных районах — пшеницу и просо. Животноводство представлено разведением лошадей, коров, овец, свиней, кур. Коми-Пермяки были искусными рыболовами и охотниками. До нашего времени сохраняется значение собирательства.

Традиционные жилища коми-пермяков представляют собой одно- , двух- (изба и сени) и трехкамерные (изба, сени, клеть) строения. Избы (керку — на коми-пермяцком) невысокие, с маленькими окнами. Вплоть до начала XX в. избы были курными (с печью без трубы). Фундаментом служат камни или деревянные столбы по углам. Крыши изб — двускатные, кровля — тесовая. Фронтон в старину был бревенчатым, а с конца XIX в. обшивается досками. Яркая отличительная черта жилища коми-пермяков — детали в виде голов птиц и зверей, чаще всего коня.

Коми-пермяцкая изба-керку

Помимо избы в усадьбу коми-пермяков входят амбар, погреб, хлев и навесы.

В быту используется различная деревянная посуда и утварь: резные и долбленые из дерева, плетеные из лозы и лыка. Особое место занимают утки-солонки, считающиеся символом семейного счастья. Широко применяются изделия из бересты: пестери, люльки, корзины для ягод и грибов, туеса.

Традиционный интерьер

Распространены также изделия из глины и металла. Среди предметов домашнего обихода еще несколько десятилетий назад преобладали изделия собственного производства. В XX веке в быт коми пермяков входят предметы электроники.

 Декоративно-прикладное искусство

На земле коми-пермяков на протяжении полутора тысяч лет развивалось искусство медно-бронзового литья, получившее название «пермский звериный стиль». Его содержание и художественную специфику составляют зооморфные (медведь, лось, бобр-ящер, конь, лебедь, утка, змея) и зооантропоморфные (человек-лось, человек-птица) образы, тесно связанные с общественным строем племен, хозяйственной деятельностью, религиозными представлениями, знаниями об окружающей среде.

В коми-пермяцком крае получила распространение храмовая деревянная скульптура — также одно из ярких художественных явлений Пермского края. К числу наиболее интересных произведений относятся те, которые происходят из сел Большая Коча, Ёгва,  Коса, Юксеево. В деревне Пармайлово открыт музей деревянного зодчества, где собраны работы Е. Утробина.

Богатейшее историко-культурное наследие придает своеобразный колорит современной коми-пермяцкой профессиональной культуре.

Все коми-пермяки занимались промыслами и ремеслами: натуральный характер хозяйства диктовал необходимость овладения навыками обработки природных материалов.

Современные коми-пермяцкие мастера не только сохраняют традиционные виды промыслов и ремесел, но и развивают новые.

Пяти мастерам округа в 2008—2009 гг. присвоено почетное звание «Народный мастер Пермского края».

Деревянной резьбой украшали крестьянский дом (охлупни в виде коньков), предметы утвари: столы, люльки, части ткацкого станка, деревянную посуду. Так в изображении на охлупне отразились древние представления о родовом божестве, которое в давние времена покровительствовал роду. Мифологические образы обожествленной природы сохранялись в резьбе деревянных ковшей, сосудов, солониц-уточек. Было распространено изображение гусей, лебедей, коней, лосей, баранов. Солонки-уточки, входившие в приданое невесты, были символом продолжения рода, связи с древними культами поклонения силам природы. Образ утки олицетворял мифологическую созидательницу мира.

Утка-солоница

Широкое распространение получило изготовление прялок. Коми-пермяки называют их печкан, язьвинские пермяки – коба. Контурной и угловой резьбой украшались лопасть и ножка прялки. Популярными были геометрические мотивы: уголки, косые кресты, круги, розетки, параллельные линии, из которых мастера составляли разнообразные композиции.

Прялка коми-пермяков
Повсеместное распространение получила художественная обработка бересты в производстве бытовой утвари и посуды. Деревенские мастера плели из бересты чуманы, пестери, пещёрки. Наиболее широкое применение получил туес (туис), в котором хранили жидкие или сыпучие вещества.
Туеса украшались тиснением, ажурной резьбой по верхнему слою, реже расписывались цветочным орнаментом.

Один из популярных видов крестьянского ремесла – изготовление и орнаментирование тканей, которое неразрывно было связано с патриархальным укладом жизни. Были распространены все виды ткачества: закладное, браное, многоремизное. Для изготовления одежды ткали холсты, пестрядь; для бытовых и ритуальных целей ткали полотенца, скатерти, половики. Великолепны браные коми-пермяцкие полотенца, которые имели ритуальное назначение. Для них характерно праздничное сочетание чистого белого фона и красного цвета в орнаменте, в котором преобладали диагонально-геометрические мотивы, характерные и для др. видов нар. искусства коми-пермяков. Среди них – косой крест, ромб в различных вариациях и комбинациях. Иногда встречаются стилизованные человеческие фигуры и образы, напоминающие птиц и коней.

Коми-пермяцкий пояс

Обязательным атрибутом крестьянской одежды были пояса, которые ткали на ткацких станках, швейках, топках. Это кушаки, покромки, опояски, сделанные из многоцветных шерстяных и льняных нитей белого или черного цвета. Пояс имел определенное магическое значение, как оберег от злых сил. Были распространены мотивы: кресты, уголки, ромбы, мотив «бараньих рогов», «оленьи рога», гребешок и др., которые в сочетании друг с другом давали громадное разнообразие декоративных решений. Наиболее распространенные цвета: красный, а также красный в сочетании с малиновым, ярко-зеленый, желтый, синий.

Большое значение в одежде коми-пермяков придавалось узорному вязанию из шерстяной и пуховой пряжи. Наиболее распространены узорные рукавицы и чулки, а также носки, жилеты, шарфы и т.д. В орнаменте преобладают диагонально геометрические элементы, распространены узоры, состоящие из мотивов – сорочья лапка, рога оленя, бараньи рога, рама, гребень. Популярны яркие цвета: красный, оранжевый, васильковый, ярко-зеленый, ярко-желтый, ярко-малиновый и др.

Праздничный женский головной убор кокошник был особенно распространен в Кочевском и Гайнском р-нах, у верх-язьвинских пермяков. Его украшали вышивкой бисером и речным жемчугом.

 Национальная одежда

Традиционная коми-пермяцкая одежда изготовляется из тканей собственного производства: холста, пестряди и сукна.

Обязательными элементами мужского костюма являются вешьян, гач – штаны широкого покроя, длиной до середины голени (позднее стали шить более длинные штаны), которые обычно шили из пестряди в чёрно-синюю или белосинюю полоску, йöрнöс – рубаха – и пояс. Рубахи в старину шили туникообразные по крою, длиной почти до колен, из белого льняного холста и пестряди, позднее – из ситца. Ворот у рубах был косой или прямой. Ворот по стойке, концы рукавов и подол украшали браным ткачеством с геометрическим узором красного цвета.

Национальная одежда коми-пермяков

В начале XX века у коми-пермяков была распространена косоворотка. В длину она была значительно короче, чем рубаха старого типа, рукава делали более узкими, а по бокам вставляли клинья. Мужскими головными уборами были суконные колпаки, шапки-ушанки, картузы.

Костюм коми-пермячек состоял из рубахи йöрнöс, сарафана, передника запон, пояса йи. Этнограф В. Н. Белицер отмечает: «Длинная женская рубаха состояла из двух частей: верхней – “сос” и нижней – “мыг” (станина, стан). Верхнюю часть рубахи шили из холста лучшего качества, а нижнюю часть – из более грубого». Рубахи были из белого или пестрядинного холста. Крой ворота был двух видов: без воротника с обшивкой, собранный в сборку и с прямыми поликами или на кокетке с воротом-стойкой. Ворот, обшивку горловины, концы рукавов и полики обделывали браным узором или вышивкой.

Женский традиционный костюм

В давние времена сарафаны шили из белого холста. Позже использовали уже только цветную ткань. Сарафаны из крашеного холста коми-пермяки называли шушин, или дубас. Они были тёмно-синего и чёрного цвета, с появлением набивного промысла – с геометрическим и растительным узором. Набойка делалась на тёмном фоне красками жёлтого, зелёного, белого и красного цветов. Шили сарафаны и из пестряди и фабричных тканей. Сарафаны из фабричных тканей были разными по цвету.

В советский период особо был популярен красный цвет, который для некоторых территорий расселения коми-пермяков, например в Кочёвском районе, стал особым маркером в одежде. По крою сарафаны были косоклинные и круглые. Передники были с грудкой и без, их шили из однотонной, пестрядинной или фабричной ткани. Праздничные запоны обычно украшали по подолу аппликацией из ткани и лент, набивкой, вышивкой. Девичьими головными уборами были налобные повязки и платки, женскими – шамшуры, кокошники, моршени, которые носили с самоткаными головными полотенцами, позднее – с фабричными платками.

Верхней женской и мужской одеждой были холщовые или суконные понитки, шабуры, гуни, овчинные шубы и тулупы. Обычной обувью были нинкöм – лапти из лыка, оплетённые берестой. Лапти опушняли тканью, через которую продевали длинные белые, чёрные, а чаще всего красные повязки вонь. Кожаная обувь больше была распространена среди северных коми-пермяков и язьвинских пермяков – это коты и бахилы с голенищем. В богатых семьях женщины носили по праздникам чарки – кожаные ботинки кустарного ремесленного производства. Валяная обувь появилась поздно, носили валенки и пимы, последние были без голенища, иногда опушнённые тканью, как лапти. С обувью на ноги надевали узорчатые вязаные чулки, носки или онучи.

 Фольклор

Мифы, предания, легенды, былинки, песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки — вот далеко не полный перечень жанров коми-пермяцкого фольклора. Богатый эпос донес до нас предания о древнем населении края — чудском народе. Популярными героями эпоса являются богатыри: Кудым-Ош, Пера, братья Юкся, Пукся, Чадз и Бач. Большое распространение имеют былички о лешем, водяном, колдунах, банном и других чудах. С обработки фольклорных мотивов начиналось творчество основателей коми-пермяцкой литературы М. Лихачёва и А. Зубова.  Большую работу по сбору и переводу на русский язык выполнил В. Климов. На основе коми-пермяцких легенд снят мультфильм.

В музыкальном наследии коми-пермяков выделяют сольно-импровизационные жанры (колыбельные песни, детские прибаутки, присказки, приговорки, песни-сказки, заклинки) и собственно песни, преимущественно многоголосные (сьыланкыввез).

Кроме того, коми-пермяки сохранили множество старинных русских народных песен, тексты которых настолько переделаны, что в них едва улавливается первоначальный смысл. Традиционные фольклорные жанры сохранились в коми-пермяцких деревнях и сёлах в естественной форме, а самодеятельные и профессиональные коллективы и солисты включают их в свой репертуар.

В танцах коми-пермяков также отражены особенности трудовой деятельности, бытового уклада и жизненных циклов. Основные группы танцев: игровые, трудовые, кадрили.

Самым любимым и широко распространённым танцем коми-пермяков является «тупи-тап», или «туп-и-тап». Взрослые и дети, мужчины и женщины не могут устоять, услышав озорную мелодию частушек, и пускаются в пляс. Образуя в танце круг, они подбирают себе пару или женщины танцуют сольно. Танцор выводит-чеканит дробный ход с мелкими переступаниями с ноги на ногу, при этом руки его опущены или держатся за спиной.

Собирают материал для пэлянов с начала августа до 15 сентября. Раньше этого времени стебли пикана еще тонкие и ломкие, а позже растение гниет. Трубочки вырезаются разной длины (5-10 см) и выстраиваются в ряд таким образом, что напоминают "миниатюрный органчик" или губную гармошку. Как правило, они не скреплены между собой, и требуется ловкость и гибкость пальцев, чтобы их удержать. Прежде чем начать играть, трубочки подбирают по нотам. Иногда на это уходит несколько дней.

«Тупи-тап» является основным движением и в игровых, и в трудовых танцах, в которые добавлялись ещё и движения руками или каким-либо предметом, в зависимости от того, какой процесс труда хотел показать танцор. Из трудовых был особенно популярен танец «Ленок».

В каждом районе округа есть своя кадриль. Существуют различные её виды: на четыре пары, на шесть пар, тройками, линейная кадриль. Её пляшут под гармонь, а в некоторых районах она сопровождается частушками.

У коми-пермяков сохранились богатые традиции инструментального музицирования. Уникальным явлением народной музыкально-инструментальной культуры являются пэляны — многоствольные дудочки изготовляющиеся из стеблей пикана (сныть), и сигудöк — древний музыкальный инструмент с волосяными струнами.

Сигудок

 

Кухня

Основу коми-пермяцкой кухни составляют хлебные изделия, мучные и крупяные блюда. Особо почитаются пельмени (пельняннез, пелиэз, пеляннэзя, ушкиэз). Название этого блюда связано с общепермскими словами «пель» (ухо) и «нянь» (хлеб).

Лепят пельмени всей семьёй в большом количестве, потом замораживают и могут есть длительное время, отваривая порциями. А потом все лакомятся и ждут, кому же попадется «счастливый пельмень». В один слепленный пельмень закладывают «сюрприз» - необычную начинку: перец, монетку, могут просто пересолить. Кому попадется, тому - счастье. Пельмень просто из теста - к счастью, с зеленью - к хорошему урожаю, сладкий - к любви, с монеткой - богатство (главное, зуб не сломать).

Изюминка национальной кухни — разнообразные блюда из сныти (пикан) и хвоща полевого (пистик).

Несмотря на то, что урожаи злаковых культур не в каждом хозяйстве были высокими, хлеб являлся основным продуктом питания для всех коми-пермяков. Чаще нянь – хлеб – готовили из ржаной или ячменной муки, нередко смешанной с овсом, в праздничные дни – из пшеничной. Были и более сложные виды выпечки, когда, например, на ржаной сочень накладывали тесто из овсяной или гороховой муки.

Основными видами хлеба были чöвпан – каравай – и ярушник (продолговатый небольшой хлеб из ячменной муки). Другие, возможно, более древние формы изготовления хлеба – это тупöсь – лепёшка, кöвдöм – колобок и сöчöн – сочень. В праздничные дни пекли шаньги или кулики с картофельной, творожной или крупяной «наливкой».

Стряпали большие пироги и маленькие пирожки со всевозможными начинками: рыбой, капустой, морковью, калегой (брюквой), творогом, зелёным луком, грибами, пистиками, черёмухой, ливером.

Хлеб был не только повседневной пищей, но и обрядовым блюдом. Без него не обходились на свадьбах, во время перехода в новый дом, проводов некрута в армию и во многих других случаях. Особую роль в народной традиции играл и черинянь – рыбный пирог. Он был любимым блюдом во время праздников и обязательно готовился для поминального стола.

Рыбный пирог черинянь

Будничной пищей коми-пермяков были супы и похлёбки – шыд. Наиболее часто готовили шöмашыд – щи, которые по составу могли быть разными. Обязательно они включали кислую заправу, которой служили овсяный квас, кислое молоко, сыворотка или сметана. Обычно щи включали капусту и перловую крупу, также они могли быть с добавлением мяса и покрошенных сушёных сочней.

Из свежей рыбы варили черива – уху, из весенней зелени – тшöтшкöра шыд – суп с щавелем и петшöра шыд – суп с крапивой, из свежих и сушёных грибов – тшакьяшыд – грибной суп. Популярны у коми-пермяков были и холодные жидкие блюда, особенно в летний период. Это хрен или редька с квасом, окрошки. Обычной повседневной пищей считаются закуски и салаты: лукасов (лук-перо с солью и водой), печёный лук, тёртая редька с морковью и сметаной, скоблёная брюква и другие.

Разнообразными в повседневном быту были каши и кисели. Каши готовили из перловой, овсяной, гречневой круп, картошки, репы, моркови. Кисели были молочные, овсяные, гороховые, ягодные – всегда густые, при подаче их нарезали кубиками.

Традиционным напитком коми-пермяков является квас (ырöш). По особым случаям готовили домашнее пиво (сур) и хмельную брагу, а к большим праздникам — самогон (ку рытва, аскур).

 Пословицы и поговорки

  • Где живем, там и нужны.
  • Два лаптя – пара.
  • Лапоть сапогу не пара.
  • Дважды подумай, один раз скажи.
  • Непойманную лису не свежуют.
  • Несотканный холст не меряй.
  • Из ничего топор не скуешь.
  • Кто в рощу, кто в лес.
  • Глаза боятся, а ноги идут.
  • Ворон с вороном знаются.
  • Жениться – не лапти обуть.
  • Из спасибо шубу не сошьешь.
  • Жди, когда журавль заржет.
  • Жди, когда олень прибежит.
  • Всякий веник по-своему парит.
  • Другому поможешь – помогут и тебе.
  • Жди, когда журавль заржет.
  • Жди, когда олень прибежит.
  • Куда лошадь, туда и повозка.
  • Как поработаешь, так и поешь.
  • Не глиняный, не размокнешь.

 Документальные фильмы

  1. Коми-пермяки // Неизвестная Россия https://youtu.be/bqgaMBCwN40
  2. Коми-зыряне и коми-пермяки (рассказывает Марат Сафаров) https://youtu.be/-GHwHTQ6dSA
  3. Я здесь живу: коми-пермяки. https://youtu.be/BZSz3m6T9rw
  4. Презентационный фильм к 90-летию Коми-Пермяцкого округа https://youtu.be/xZqMznLP2Lk
  5. Коми-пермяцкий язык https://youtu.be/_UC7qMk2Pe0
  6. Коми-пермяцкая свадьба // Любовь без границ https://youtu.be/BZAgwu2ujEw

Что можно почитать

  1. Голева Т. Г., Черных А. В. Коми-пермяки Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2016. – 64 с. Режим доступа: http://www.mamatov.ru/doc/komi_.pdf
  2. Голева Т. Г. Народные традиции в настоящее время (на примере этнокультурных процессов у коми-пермяков) // Культурный код. 2020. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-traditsii-v-nastoyaschee-vremya-na-primere-etnokulturnyh-protsessov-u-komi-permyakov
  3. Лузин Л.Н. Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. Челябинск: АвтоГраф, 2012. 408 с.
  4. Михалева А.В. Этноконфессиональная идентичность коми-пермяков Пермского края // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. 2016. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokonfessionalnaya-identichnost-komi-permyakov-permskogo-kraya
  5. Худякова Е.С. Этничность коми-пермяков как система оппозиций // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. №4 (28). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnichnost-komi-permyakov-kak-sistema-oppozitsiy
  6. Чагин Г.Н. Иньвенские коми-пермяки в этнографических этюдах В. П. Налимова // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2001. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/invenskie-komi-permyaki-v-etnograficheskih-etyudah-v-p-nalimova
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.