25 окт 2021г. 2036
Вьетнамцы

Вьетнамцы или вьеты – основной народ Вьетнама, один из вьет-мыонгских народов. Проживают преимущественно во Вьетнаме, а также имеют крупные диаспоры в других странах.

Происхождение

Согласно мифу о происхождении вьетнамцев, все они произошли от союза дракона Лак Лонг Куана и феи Ау Ко. Важной деталью является полиэтнический характер данного мифа: по преданию, из мешка яиц, снесённых феей Ау Ко, вышли предки всех народностей, живущих на территории Вьетнама.

Легенда о фее и драконе

Если обратиться к историческим источникам, то предки современных вьетов и мыонгов — лаквьеты (кит. лоюэ) — являются автохтонным населением современного северного Вьетнама. Они отделились от других вьет-мыонгских народов, населявших в начале I тыс. до н. э. территорию современного южного Китая, и продвинулись в бассейн реки Красная.

С лаквьетами связывается древняя донгшонская культура, обнаруженная на территории современного северного Вьетнама. Ими также создано самое южное из всех древних вьетских государств — королевство Ванланг. Позже к ним присоединились родственные горные племена аувьеты (кит. оуюэ) и создали новое совместное государство Аулак — древнее ядро будущего Вьетнама. Таким образом, современные вьеты являются потомками двух народов лаквьетов и аувьетов.

При этом следует помнить, что население Вьетнама генетически и лингвистически очень неоднородно. Население Вьетнама составляет более 96 миллионов человек, включая 54 официальных этнических группы. В стране говорят на 110 языках.

 История (+появление на Южном Урале)

Первое протогосударственное образование тут появилось в 3 тыс. до нашей эры, когда король Хунг создал Ванланг. Так называлось самое большое племя, которым руководил король. Он и его сторонники способствовали возникновению первой династии Вьетнама, которая называлась Хонг Банг. С момента появления Ванланга начинается письменная или документированная история Вьетнама. Располагалось государство между северными и южными провинциями Китая, растянувшись до современного Гонконга. Король сделал столицей государства город Фонг Тяу. Правители названной династии находились у власти довольно длительный период времени. Последний представитель династии Хонг Банг умер в 3 в. до нашей эры. Всего у первой династии было 18 правителей, которые умело правили древними вьетами. Жители государства занимались скотоводством – разводили свиней и буйволов, сеяли рис, строили дамбы на реках, развивали различные ремесла. Хунгов свергли представители племени ау вьет, давшие название всему государству.

После Хунгов править стал новый правитель Тхук Фан. Его страна носила новое название – Аулак, ее столица находилась в крепости Колоа.

Уже во 2 в. н.э. в середине Вьетнама появилось новое государство, которое называлось Чампа. Его жители исповедовали индуизм. Чампа на политической карте Азии занимало важное место, было сильным и централизованным. Только в 14 в. государство вынуждено было признать вассалитет Аннама, еще одного вьетнамского государства.

Юг Вьетнама в 1 в. нашей эры стало местом формирования государства древних кхмеров, носившее название Фунань. Его жители создали уникальную архитектуру и культуру, которая отличалась утонченностью. Кхмеры были прекрасными строителями, поэтому им удалось на реках построить сложную систему каналов. Они пересекали дельту Меконга, расширив ее в некоторых местах. Каналы использовали для следующих целей: Перевозки риса. Ирригации рисовых полей. Транспортировки грузов. Наличие каналов способствовало развитию торговли и возникновению крупного порта Ок-Эо в дельте Меконга. Фунань в 6 в. захватили правители Ченлой, сделавшие Фунань частью своего государства.

 В северной части современного Вьетнама в 9 в. до нашей эры находился под властью Китая, императоры которого захватили Аннам и район Тонкина. Китайские правители между собой боролись за право контролировать север Вьетнама. Указанные области переходили от одного военачальника Китая к другому. Так, в 3 в. до нашей эры Тонкин и севрный Аннам вытеснили династию Цинь, создав новое государство – Нам-вьет. Через время его переподчинил китайский император У-ди, который контролировал этот регион Вьетнама до конца 30-х гг. Х в. нашей эры. Нам-вьет воевала с народностью тямы, создавшей в южном Аннаме свое королевство. Оно отличалось воинственностью, поэтому постоянно проводило экспедиции против Китая и Нам-Вьета.
В 939 г. началось освобождение от китайских императоров. Решающая битва произошла на реке Бах Данг, где армия правителя Нго разбила флот южнокитайского государства. Во Вьетнаме возникло государство Дай Вьет, во главе которого стал Нго. Королевство было независимым с частичным признанием сюзеренитета Китая. Дай Вьет в таком состоянии развивался до 19 в., когда Вьетнам был захвачен французами. Создание собственного государства позволило вьетнамцам проводить территориальные завоевания, вытесняя кхмеров, тямов и других народов. Последние понимали, что самостоятельно противостоять наступлению Дай Вьета не смогут, поэтому обращались за помощью к китайским императорам. Но их выгоняли, не дав перейти в активное наступление.

В 13 в. Вьетнам стал объектом нападение монголов, которыми руководил хан Хубилай. Они нападали два раза, и каждый раз их останавливали вьетнамцы. Так им удалось избежать участия многих королевств и государств Европы и Азии, которые пали под натиском монголов.

До 15 в. Дай Вьет был самостоятельным, а потом был оккупирован китайской армией династии Мин. В результате чего, началась междоусобная борьба за власть между вьетнамскими династиями. Правление китайцев продолжалось до 1427 г., когда началась освободительная война. Восставших возглавил Ле Лой, сумевший избавиться от власти Китая и основавший собственную династию Ле. Ее представители были у власти до 1789 г., сначала правившие самостоятельно, а потом номинально. При Ле Вьетнам стал активно развиваться. Во-первых, было усовершенствовано законодательство. Во-вторых, изменилась система управления, став более эффективной. В-третьих, стала развиваться собственная культура и архитектура. Свою власть династия Ле была вынуждена разделить на севере с кланом Чинь, а на юге – с кланом Нгуен. Именно Нгуены включили в состав Вьетнама долину реки Меконг и Кохинхину.

С 16 в. Во Вьетнам начинают проникать европейцы (голландцы и французы) подготовливая почву для будущей колонизации через католических и протестантских миссионеров. Полномасштабное наступление европейцев на Вьетнам началось только в 1858 г., когда Франция направила во Вьетнам 13 хорошо вооруженных кораблей. 2,5 тысячи человек быстро захватили Дананг, что стало началом стремительного завоевания французами Вьетнама. Против иностранцев восстали местные жители и императорские войска, из-за натиска которых французам пришлось поменять тактику завоевания государства. Если сначала акцент делался на то, чтобы разделить страну, используя природные преграды и противоречия племен, то из-за сопротивления вьетнамцев командование Франции перешло к другим методам. В частности, был создан плацдарм в южной части страны, который позволил захватить дельту Меконга, обеспечив армию водой и продовольствием. Контроль Вьетнама осуществлялся через канонерки и регулирование производства риса. Французские солдаты всегда имели продовольствие, а вот император Вьетнама Ты Дык вынужден был сократить потребление риса.

Полная оккупация Вьетнама была завершена к 1880-м годам, когда французам удалось сломить сопротивление северных провинций, которые назывались Тонкин. Отбив китайцев и сломив сопротивление императора, Франция в 1883 г. захватила столицу Тонкина город Хюэ. После этого был подписан договор Армана, по условиям которого устанавливался тотальный контроль французов над Вьетнамом. К другим пунктам этого документа относились: Колонией оставалась Кохинхина, расположенная в Южном Вьетнаме. Центральный и Северный Вьетнам стали протекторатами Аннам и Тонкин. Ими управляли императоры из династии Нгуен. Пекин признал все завоевания французов, отказавшись от территорий в Индокитае. Камбоджа, Лаос и Вьетнам в конце 1880-х – начале 1890-х гг. были организованы в Индокитайский союз. Образование признало полный протекторат Франции.

За помощь в американско-вьетнамской войне народ социалистической республики Вьетнам бесконечно благодарен русским. Везде памятники, стелы. Старшее поколение трепетно хранит советские бинокли. СССР очень помог вооружением и кадрами в этой войне, официально в ней не принимая участия.

Следствием колонизации Вьетнама стал расцвет национально-освободительных идей, в т.ч. на базе коммунистической идеологии. Новая волна восстаний была поднята молодыми людьми, которые прошли обучение в западноевропейских и американских университетах. Они увлекались радикальными учениями и стремлением избавиться от французского владычества. Самым активным революционером «нового поколения» стал Хо Ши Мин (Нгуен Ай Куок). Он организовал во Вьетнаме деятельность коммунистической партии, ячейки которых существовали в крупных городах Индокитая. Вьетнамские коммунисты получали финансирование и оружие от Коминтерна. Коммунистические партии Вьетнама были объединены на форуме в Гонконге в 1930 г.

Чтобы достичь успехов в борьбе против французов, компартия создала отдельную боевую организацию. Ее деятельность совпала с вторжением японской армии, которая должна была соблюдать условия договора, подписанного с правительством Виши во Франции. Японии удалось вытеснить французов только к 1945 г., но их правление продлилось недолго. Токио под натиском союзнических войск вынуждено было объявить капитуляцию. Вьетнам в течение почти двух недель был ареной противостояния различных политических сил. Победа досталась партизанам Вьетминя, которых возглавлял Хо Ши Мин. Он объявил образование Демократической Республики Вьетнам, что не понравилось французской администрации. Она предприняла попытки вернуть Индокитай под свой контроль, но активные военные действия затянулись на целый год, начавшись в 1946 г.

Вторая половина XX в. Также стала для Вьетнама временем непрерывных войн, как гражданских, так и с участием других государств. В 1963-1973 гг. в гражданскую войну во Вьетнаме активно вмешались американцы на стороне южных провинций. Но и после вывода американских войск военные действия продолжились, пока в 1976г. не был подписан приказ о появлении нового государства – Социалистической Республики Вьетнам.

Первые вьетнамцы появились в СССР в начале 1920-х годов. Это были студенты коминтерновских вузов, главным образом — Коммунистического университета трудящихся Востока. Через эту систему коммунистического образования в Советской России прошло около 70 вьетнамцев. Сам Хо Ши Мин учился в Москве в 1920-х годах, вместе с другими членами Вьетнамской коммунистической партии.

За четыре десятилетия, с начала 1950-х годов и до распада Союза, в СССР получили высшее, а также среднее и специальное образование (преимущественно техническое) около 30 тысяч граждан Вьетнама. По другим данным 50 000 вьетнамцев прибыли для обучения в СССР во время холодной войны.

В 1981 году между Вьетнамом и СССР было подписано соглашение «О направлении и приёме вьетнамских граждан на профессиональное обучение на предприятия и организации СССР», которое определило все отношения между вьетнамскими работниками и предприятиями, куда они направлялись. Численность вьетнамцев, трудившихся в СССР, в разные годы составляла от 100 до 120 тыс. человек. С 1981 по 1991 годы они трудились на 372 промышленных предприятиях в семи советских республиках, преимущественно в РСФСР (83 %). На отдельных предприятиях вьетнамцы составляли в тот период до 10—15 % общей численности рабочих. Среди приехавших практически все закончили среднюю школу, многие являлись передовиками производства. Они обязательно проходили медицинскую комиссию. Вьетнамцы заключали контракты на четыре—шесть лет для работы на определённом предприятии. Согласно трудовому договору, вьетнамским рабочим шло около 40 % их заработка, а остальное перечислялось во Вьетнам и шло на погашение государственного долга перед СССР. Последние такие группы прибыли в СССР в 1989 году, в 1994 году их прием был полностью прекращён, а в начале 1996 г. закончился срок у последней вьетнамской группы. Согласно официальной статистике, на родину вернулось 80,6 тыс. человек.

Численность

По результатам всероссийской переписи населения 2010 года, численность всего населения РФ составила 142 856 536 человек, из них указали свою национальную принадлежность 137 227 107 человек, в том числе указали свою национальную принадлежность как вьетнамцы 13 954 человека, что составляет 0,01 % от всех указавших свою национальную принадлежность.

Однако по данным вьетнамских источников, в частности представителя Министерства иностранных дел Вьетнама, в начале 2007 года от 80 000 до 100 000 вьетнамцев легально жили и работали в более чем 20 различных городах Российской Федерации. В 2010 году МИД Вьетнама оценило количество граждан Вьетнама, находящихся в России, в 60—80 тыс. человек.

 

Год

Россия

Челябинская область

1959

800

 

1970

6300

 

1979

700

 

1989

2100

 

2002

26000

350

2010

14000

423

 

Язык

Вьетнамский относится к тоновым (смысл значительно зависит от интонации) и является единственным официальным и национальным языком Вьетнама. Это первый язык большинства вьетнамского населения (около 80%), а также первый или второй язык для этнических меньшинств страны. Также является родным языком группы меньшинства джина в южной провинции Гуанси в Китае. Значительное количество носителей языка проживает в соседних Камбодже и Лаосе.

Вьетнамский был идентифицирован более 150 лет назад как ответвление австрической языковой семьи, куда входят кхмерский и некоторые племенные и региональные языки восточной Индии и юга Китая (например, мунда или хаси). В результате тысячелетнего правления Китая большая часть вьетнамской лексики, относящейся к науке и политике, происходит от китайского языка. До 60% лексического фонда натурализуют заимствования из китайского, хотя многие сложные слова состоят из вьетнамских слов в сочетании с натурализованными заимствованиями (то есть с вьетнамским произношением).

В результате французской оккупации вьетнамцы заимствовали много слов из французского языка. В настоящее время в лексику добавляется значительное количество новых слов из-за сильного влияния западной культуры – обычно это заимствования из английского, иногда являющиеся кальками, буквально переведенными на вьетнамский язык.

Современная ситуация

Можно выделить три основных особенности современной вьетнамской диаспоры в России:

1. вьетнамские иммигранты не создают в России этнических поселений, подобно своим соотечественникам в других странах мира;

2. большая часть из них не имеет российского гражданства;

3. состав вьетнамской диаспоры в России текуч.

Вьетнамцы в России активно заняты в розничной торговле (торгуют преимущественно текстильными товарами, которые сами же шьют на многочисленных подпольных фабриках). Однако в последнее время появилась тенденция к легализации деятельности вьетнамцев. В Челябинской области регулярно регистрируются вьетнамские граждане в качестве индивидуальных предпринимателей, занимающихся, преимущественно, розничной торговлей текстилем, одеждой и обувью.

 Работают вьетнамцы также в челябинских ресторанах, специализирующихся на вьетнамской кухне.

Ресторан вьетнамской кухни сайгон

Вообще, наиболее успешными считаются среди вьетнамцев бизнесмены и торговцы. Почти каждый молодой человек мечтает открыть хотя бы сигаретный ларек.

Выдающиеся деятели

В Магнитогорской государственной консерватории долгие годы работал профессор Буй Конг Тхань (скрипач, проректор по международным связям), а также обучался в магистратуре композитор Нгуен Мань Зуй Линь.

Нгуен Мань Зуй Линь

Традиции и обряды

Культ предков является основным структурообразующим фактором в мироощущении вьетнамцев. Главная черта культа предков – его непрерывность: никакие события за многотысячелетнюю историю вьетнамского этноса не повлияли на степень его распространения. Кульм предков представляет собой обязательное почитание духов умерших родственников, исполнение всех необходимых церемоний перед алтарём, который (богатый или совсем скромный) имеется в каждом доме. Значимость культа предков для всех общественной жизни настолько высока, что вьетнамские и зарубежные исследователи уже много лет ведут дискуссию о том, является ли он религиозной конфессией.

Сами вьетнамцы не считают культ предков религией, что приводит к следующим последствиям. Во-первых, при опросах вьетнамцы затрудняются назвать свою религию и массово записываются в атеисты, а во-вторых, местом отправления культа предков зачастую служат буддийские храмы, а потому всех участников обрядов считают буддистами.

Культ предков имеет 3 уровня: семейный, общинный и государственный. Семейный культ предков воплощается в домашнем алтаре, ежегодно в годовщину смерти поминаются предки или недавно усопшие родственники. Культ предков на общинном уровне осуществляется в общинном доме, в котором почитаются духи-покровители деревни и местные «святые», проводятся общедеревенские церемонии, собрания, мероприятия. Культ предков на государственном уровне подразумевает поклонение общенациональным героям и деятелям (прародители вьетнамцев, герои антимонгольского сопротивления, первый президент независимого Вьетнама и т.д.).

Поклонение предкам

С 2007 г. день поминовения государей Хунгов (легендарных родоначальников Вьетнама) является общегосударственным праздником, активно финансируется и поддерживается государством. Этот праздник широко отмечается как внутри страны, так и среди вьетнамских диаспор в различных странах мира.

Также большую роль во вьетнамском обществе играет культ семьи, значительную роль в формировании которого сыграло китайское конфуцианство. Для Вьетнама характерен взгляд на общество как на единую семью, что структурирует общество по вертикали и горизонтали, скрепляя его в единую нацию и обеспечивая преемственность и неразрывность традиций.

Брак — это одно из трех самых важных событий в жизни вьетнамского человека. Свадебный обычай во Вьетнаме довольно сложный. Перед официальной свадьбой пары сначала должна состояться церемония помолвки. В соответствии с Вьетнамской традицией, церемония помолвки — это официальный повод для семей жениха и невесты, чтобы отметить их отношения и организовать свадьбу.

Каждой семье необходимо подготовить представителя, который является членом семьи, иметь счастливую жизнь и высокое положение в семье. В день помолвки у представителей двух семей будет объявление о свадьбе и обмен подарками. Время свадьбы выбирается в соответствии с лунным календарем. Подарки, которые кладут в подносы, готовятся семьей жениха за несколько дней до церемонии помолвки. Количество лотков должно быть нечетное количество (5, 7, 9 и т. д.). По вьетнамским обычаям считается, что нечетные числа приносят удачу паре. В лотках присутствуют листья бетеля, плоды ореха арека, вино, чай и клейкий рис. Эти подносы покрыты бумагами или тканями красного цвета.

Традиционный быт

Вьетнам является крупнейшим экспортёром драгонфрутов (питахайя). Здесь находятся огромные бескрайние «кактусовые» плантации, усыпанные красными плодами.

С давних времён основным традиционным занятием вьетнамцев остаётся земледелие. Его основой стало пашенное заливное рисоводство. Сегодня во Вьетнаме выращивают более 200 видов риса, среди которых выделяются два известных нам типа – твёрдый и клейкий, предназначенные для приготовления различных блюд.  Также во Вьетнаме выращиваются овощи и фрукты. Вьетнам занимает второе в мире место по производству кофе, уступая пальму первенства Бразилии, при этом сами вьетнамцы кофе практически не пьют. Весь урожай идёт на экспорт.

Драгонфрут

Деревни уличной планировки, окружены живыми бамбуковыми изгородями. В центре деревни обычно общинный дом (динь) — место  народных собраний. Общинный дом динь - это архитектурное сооружение вьетнамской деревни. В нём поклоняются основателю деревни или тем, кто имеет заслуги. Такие постройки существовали почти в каждой деревне.

Обычно здесь проводились обряды в честь духов-покровителей общины и народных героев. Также такой дом служил для совета старейшин и главным банкетным залом, судом, театром, гостиницей.

Вьетнамский традиционный дом

Жилище каркасное, наземное, трёхкамерное. Главное место в доме — алтарь предков. Внутреннее убранство — нары, лари для хранения утвари, циновки, гамаки. Характерна посуда из бамбука, кокосовой скорлупы и др.

Декоративно-прикладное искусство

Что же наиболее характерно для вьет­намского традиционного искусства древ­ности, средневековья и нового времени, то есть от периода формирования госу­дарства лаквьетов (предков вьетнамцев) до конца XIX века?

Настоящее достояние Вьетнама — картины из шёлка. Цена доходит до 800 млн рублей за одну картину. И это выгодное вложение денег. Стоимость картин из разноцветных шёлковых нитей постоянно растет.

1. Основной материал, используемый во всех областях искусства, — дерево, в том числе в живописи (лак и лаковая живопись). В меньшей степени употреб­ляются глина, камень и металл, в позднее время — ткани и бумага. Неиз­вестна была масляная живопись, поздно появилась цветная графика на бумаге.

 2. Монументальность в искусстве от­сутствовала даже в периоды, когда изо­бразительному искусству уделялось са­мое серьезное внимание. Отчасти этому препятствовало «распыление средств»; значительную часть расходов на искус­ство составляли средства общины, они не принадлежали государству и не могли быть использованы для строительства «сверх-храмов», а средств господству­ющего класса могло и не хватать. Мешало и то, что в стране не было еди­ной религии, пропаганда которой потре­бовала бы концентрации всех средств, как это было в Камбуджадеше, Пагане (Бирма), Матараме (Ява).

Изготовление картины из шелка

3. Обезличивание творцов, забвение их имен из-за отсутствия подписей на вещах; практическое отсутствие тради­ции собирания древностей, предметов ан­тиквариата. Ощущение второстепенности изобразительного искусства по срав­нению с письменной культурой.

4. Резкое преобладание религиозного искусства над светским, при этом в деревне искусство национального культа преобладало над буддизмом, а в городе искусство буддизма — над светско-конфуцианским «высоким» искусством (по­следнего в деревнях практически не было).

5. Неразвитость, в отличие от Китая и Японии, «культа прелестной безделуш­ки», выражающей определенные, близ­кие ее хозяину идеи; незначительная роль жилища как средоточия красивых вещей. Последнее характерно для народов Юго-Восточной Азии, у которых жилище вообще играло меньшую роль в быту и хозяйстве по сравнению со странами уме­ренного климата.

Одним и важнейших направлений ремёсел Вьетнама является ткачество, многие технологии которого используются с древности до нынешнего времени.

Национальная одежда

Вьетнамская одежда сегодня не слишком отличается от европейской, хотя во время праздников народ нередко облачается в национальные костюмы. Самым привычным мужским нарядом стала коричневая рубашка и белые брюки.

Традиционная вьетнамская остроконечная шляпа появилась на свет в качестве защиты от падающих с деревьев кокосов. Упав на такую шляпу, кокос, конечно, ударит человека, но не смертельно, после чего отскочит в сторону. Без шляпы же падение кокосового ореха на голову чаще всего заканчивается смертельным исходом.

Такие сдержанные цвета появились ещё в Средние века, когда простолюдинам запрещалось надевать одежду ярких оттенков. Длительный период китайской власти значительно повлиял на формирование национального вьетнамского костюма – в нём заметно проявляются черты одежды китайцев

Аозай – мужской вариант

 Популярность в современном Вьетнаме приобретает традиционный женский костюм. Одним из самых популярных его видов стал аозай – длинное платье с разрезами по бокам, что надевается поверх брюк. Во время праздников принято облачаться в наряды красного цвета, что символизирует удачу и благополучие.

Аозай – женский национальный костюм

Носят конические плетённые из пальмовых листьев шляпы (нонла).

В традиционный костюм женщин дельты Красной реки включается ещё платье с четырьмя полами «аотытхан», вместе с ним надевают красный передник «йем», головной платок «мокуа», широкополую шляпу с бахромой «нонкуайтхао». Платье с четырьмя полами «аотытхан» и чёрный головной платок «мокуа» являются традиционным костюмом вьетнамских женщин в дельте Красной реки.

Фольклор

Вьетнамский фольклор характеризуется неповторимостью и мистичностью, обусловлен древней уникальной вьетнамской культурой.

Устное народное творчество Вьетнама разнообразно, представляет собой песни и сказки, предания и легенды, которые передавались из поколения в поколение, например, «Сказание о Дам Зи», «Рассказ о том, как Бог возвел столб, подпирающий небо», «Рассказ о том, как род человеческий стал смертным». Все они рассказывали о любви и природе, насмехались над продажностью чиновников и, так же как и в творчестве других стран, продолжали вечную идею борьбы со злом. Вьетнамские сказки, связанные с флорой и фауной, отличаются необычным и подробным описание природы, в них народ выражает «неоспоримые истины». Благодаря детальному описанию окружающего мира, читатель может воссоздать характеры людей, отношения вьетнамского народа к тем или иным поступкам, познать житейскую мудрость. Сказки поражают своей незамысловатостью и оригинальностью.

Музыка Вьетнама отличается в трёх регионах страны: северном (Bắc, бак), центральном (Trung, чунг) и южном (Nam, нам). Северная музыка — наиболее древняя и самая официальная. Классическая музыка в китайском стиле появилась в одно из монгольских вторжений во Вьетнам, когда вьетнамцы захватили в плен китайскую оперную труппу. Музыка центрального региона испытала влияние тямской культуры и её мелодического строя.

Существует около 50 национальных вьетнамских инструментов[en], включая ударные, бронзовые барабаны «чонгдонг»[en]гонгиданда[en] (литофоны), дантрынг[vi] (đàn t’rưng); деревянные духовые флейта шао[en]гобои кэнбау[en] кэндамма[en], губной орга́н народа эде дингнам [vi] (đing năm) и орга́н мнонгов мбоат[vi] (M’boắt); струнно-щипковые: однострунный данбау (đàn bầu), цитра данчань[en] (đàn tranh), дандай [en] (đàn đáy) дантинь [en] (đàn tính), близкий к сямисэну дантам [vi] (đàn tam) струнно-смычковый дангао[en] (đàn gáo), хмонгский варган данмой и другие.

Дандай

Вьетнамские народные песни разнообразны как по форме, так и мелодически, наиболее известны жанры «чтение поэзии» (ngâm thơ, нгамтхо), колыбельные (hát ru, хатру), хоралы (hò, хо), сам (xẩm), тяуван[en] (chầu văn) и качу.

Наиболее известны среди них придворная музыка няняк (nhã nhạc) и камерная музыка качу, работа исполнительниц которой аналогична работе гейш.

Кухня

Вьетнамская кухня очень разнообразна, и, как и многое во Вьетнаме, может быть поделена на три основных направления по географическому признаку. Вьетнамские блюда редко содержат растительное масло, а основными ингредиентами являются овощириссоевый соус и ныокмам. Типичные вкусы — сладкий, острый, кислый и умами. Для украшения блюд в них добавляют много зелени и трав, особенно часто — мятулемонграсс и базилик.

Второе место по потреблению риса на душу населения прочно удерживает Вьетнам, уступая первое место Бирме. Среднестатистический вьетнамец съедает 169 кг (!) риса в год, т.е. семье из двух человек в сутки требуется практически килограмм риса. 

В местной кухне множество блюд с лапшой, как жидких, так и без бульона. Одно из наиболее знаменитых вьетнамских блюд — суп фо, приготавливаемый на говяжьем или курином бульоне с рисовой лапшой. В готовую порцию добавляют бобовые ростки и зелёный лук, а также выжимают сок дольки лимона.

Это блюдо любопытная вариация рыбного супа, к которому подают небольшие пирожки и в качестве заправки – рыбный соус, ароматные специи: чеснок и перец. Суп немыслим без рисовой лапши. Это первое блюдо кухни Вьетнама необычайно ароматное и самобытное.

Вьетнамский суп

Из риса во Вьетнаме также делают рисовые пирожки. А точнее, из рисовой муки. Называется это блюдо вьетнамской Бань Бао и готовится на пару. По форме и по вкусу могут напоминать привычные нам манты. Их тоже стоит попробовать, чтобы оценить разнообразие вкусов вьетнамской национальной кухни. Начинок может быть великое множество. Наиболее традиционная – мясной фарш с овощами, вареным яйцом, зеленью и приправами.

Пословицы и поговорки

  • Еще не ослеп, а уже выдает себя за колдуна
  • Умный человек быстро старится
  • Каждый глупец глуп на свой лад
  • Старый бамбук даст молодые побеги
  • Молодой ум что облачко на ветру
  • Никто не уйдет от справедливого воздаяния
  • Жалобы былинки не остановят тайфуна
  • Тиграм и оленям вместе не гулять
  • Лучше быть умным слугой, чем глупым хозяином
  • Голова большая, а глупая
  • Девять человек все равно что десяток
  • Когда много свах, вечером приходится ложиться спать одному
  • Стар, а все еще хочет в детский барабан бить
  • Когда змее хорошо, лягушке плохо
  • Делай коромысло себе по плечу
  • Плохой танцор говорит, что земля неровная

Документальные фильмы

  1. Про нас: вьетнамцы в Иркутске https://www.youtube.com/watch?v=p4r_TKKQ6XM&t=31s
  2. Вьетнам: интересные факты о стране. https://www.youtube.com/watch?v=9d5iXBUuaoI
  3. Вьетнам: интересные факты о Вьетнаме. https://www.youtube.com/watch?v=xseuU_aHKD0
  4. Поедем, поедим! Вьетнам. https://www.youtube.com/watch?v=ZpAEcgd7QQo
  5. Вьетнамские танцы. https://www.youtube.com/watch?v=d4nn1vCxySU

Что можно почитать

  1. Вьетнамская диаспора в России. Режим доступа: http://quehuong.narod.ru/diaspor.htm
  2. Галактионова Ж. Вьетнамцы – дружелюбные наследники великого дракона // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/vietnamtsy-druzhelyubnye-nasledniki-velikogo-drakona
  3. Деопик Д.В. Традиционное и новое искусство Вьетнама. Режим доступа: http://rikonti-khalsivar.narod.ru/Nguen1.htm
  4. Лузин Л.Н. Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. Челябинск: АвтоГраф, 2012. 408 с.
  5. Марченко Е. А. Традиционные основы вьетнамского общества в современных условиях // Вьетнамские исследования. 2011. №1Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-osnovy-vietnamskogo-obschestva-v-sovremennyh-usloviyah
  6. Соколов А. А. Вьетнамская культура: глобализация и рынок // ЮВА: актуальные проблемы развития. 2007. №10. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vietnamskaya-kultura-globalizatsiya-i-rynok
  7. Соколов А.А. Вьетнамцы в России: история, культура, интеграция // Диаспоры. 2011. № 1. С.219-244. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20150524135249/http://www.diaspory.ru/images/stories/pdf/dias_1-2011.pdf
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.