15 дек 2021г. 274

Автор: Благодатских Владимир Гурьянович, Керимов Александр Алиевич

Межнациональные отношения в современной России: проблемы и пути решения

Межнациональные отношения в современной России: проблемы и пути решения

Аннотация

В условиях глобализации актуализируются проблемы межнациональных, межконфессиональных отношений, которые требуют пристального внимания со стороны государства и общества. Несвоевременное реагирование на эти проблемы и негативные настроения в обществе в отношении мигрантов имеют тенденцию перерасти в националистические, которые чреваты уже более тяжкими последствиями. Для решения имеющихся проблем представляется верной интенсификация деятельности местных органов власти, выработка и реализация мер, направленных на формирование толерантного сознания в обществе, создание атмосферы дружественного отношения со стороны местного населения к мигрантам, представителям разных национальностей, которые со своей стороны должны перенять сложившуюся систему ценностей данного общества и беспрекословно соблюдать законы.

Ключевые понятия: межнациональные и межконфессиональные отношения, толерантность, миграция, социокультурная среда, культурная идентичность, этническое сообщество.

 

 

Глобализация создала определенные вызовы сложившемуся мироустройству. Результатом этого процесса стала интенсификация экономических, политических и культурных связей между народами самых разных стран и континентов [1, с. 25]. На этом фоне в условиях неравномерного экономического развития различных регионов и стран актуализируются и проблемы межнациональных отношений. Приток мигрантов из различных регионов мира в более благополучные страны ставит трудные вопросы перед правительствами Западной Европы по ассимиляции мигрантов.

Данная проблема актуальна и для современной России, которая всегда была и остается многонациональной, многоконфессиональной и поликультурной. На первый взгляд социокультурная среда в России кажется более благоприятной для адаптации мигрантов, но такой подход к решению данной проблемы лишь упрощает ее суть и затрудняет процесс осознания глубины проблемы и поиска путей ее решения.

Современная Россия как часть мирового сообщества развивается в русле общемировых тенденций. Она также сталкивается с глобальными проблемами, которые требуют пристального внимания и разработки безотлагательных мер по их предупреждению и решению. Россия, как многонациональная, многоконфессиональная страна, реагирует на вызовы современности. Обеспечение мира и согласия между народами, а также создание благоприятной среды для адаптации к российским реалиям мигрантов являются неотъемлемыми условиями существования и развития российского государства.

Еще два десятилетия назад проблема толерантности и необходимость привить обществу в целом культуру толерантности не были актуальны для России. В рамках советской действительности дружественное отношение разных народов и национальностей друг к другу было естественной частью советской жизни. Но времена изменились, и с распадом Советского Союза проблема толерантности превратилась в одну из фундаментальных проблем российской действительности.

Проблемы межнациональных конфликтов и причины их обострения в современной России находятся в центре внимания общественности. В решение проблемы вовлечены как государственные органы, так и общественные организации. С этой целью проводятся различные теоретические и практические мероприятия. Данные мероприятия направлены на повышение уровня общегражданской культуры и толерантности в обществе. В этом направлении проделана огромная работа, однако на сегодняшний день в российском обществе проблему межнациональных конфликтов нельзя считать исчерпанной.

Проблема формирования толерантного сознания в современном мире стала особенно актуальной после того, как попытки европейских стран ассимилировать мигрантов не дали положительных результатов. Причины неудачи данной политики самые различные. Это и политические, и социально-экономические, и культурные, и правовые, в том числе и неготовность и нежелание мигрантов приспосабливаться к новым условиям.

Европейские страны в этом вопросе столкнулись с непредвиденной проблемой: немалая часть мигрантов совершенно не стремилась стать неотъемлемой частью нового общества, а наоборот, они объединялись в различные этнические сообщества, активно отстаивали свои права, в том числе и на сохранение культурой идентичности. Тогда был взят курс на реализацию концепции мультикультурализма, которая означала сохранение и развитие в отдельно взятой стране культурных различий, параллельное существование различных культур с целью их взаимного проникновения и обогащения. Представлялось, что таким образом можно добиться решения вопроса по ассимиляции мигрантов. Однако по прошествии двух десятилетий эта попытка начала претерпевать крах, о чем заявляли в своих публичных выступлениях лидеры европейских государств. Так, по этому поводу канцлер Германии А. Меркель заявила, что «попытка Германии построить многокультурное общество не увенчалась успехом» [5]. Такую же мысль высказал бывший английский премьер-министр Д. Кэмерон: «Мы позволили ослабить нашу коллективную идентичность. Следуя доктрине государственного мультикультурализма, мы стимулировали различные культуры к сепаратному существованию – в отрыве одна от другой и от нашего магистрального направления. Мы потерпели неудачу, пытаясь реализовать подобный тип общества. Мы проявляли толерантность по отношению к тому, что все эти разделенные сообщества развиваются путем, уводящим в прямо противоположную нашим целям сторону» [6]. Выразил солидарность с лидерами Германии и Великобритании и бывший президент Франции Н. Саркози. Во время эфира на канале TF1 он признался в том, что мультикультурная модель Европы является «провалом». Далее он заявил: «Да, это провал. Правда заключается в том, что во всех наших демократиях слишком пекутся об идентичности тех, кто прибывает, и слишком мало – об идентичности принимающей стороны. Общество, в котором общины сосуществуют рядом друг с другом, нам не нужно. Если кто-то приезжает во Францию, то он должен влиться в единое сообщество, являющееся национальным. Если кто-то с этим не согласен, пусть не приезжа-

ет во Францию» [7]. Действительно, признания западноевропейских лидеров не лишены оснований. Межнациональные конфликты в Европе не являются редкостью. Иной раз можно говорить о спланированности этих действий, но от этого проблема не перестает существовать.

Отрицать наличие межнациональных конфликтов и в современной России нельзя. Достаточно перечислить самые громкие межнациональные конфликты в России: апрель 2001 г., г. Москва – погром на рынке в Ясенево; октябрь 2001 г., г. Москва – массовые драки у рынков в районе метро «Царицыно» и «Каховская»; август 2005 г., с. Яндыки Астраханской области – столкновения калмыков и чеченцев; март 2005 г., г. Новороссийск – драка между казаками и армянами; сентябрь 2006 г., г. Кондопога, Карелия – массовые столкновения с участием русских, азербайджанцев и чеченцев; июнь 2006 г., г. Сальск Ростовской области – конфликт между русскими и дагестанцами; сентябрь 2006 г., г. Вольск Саратовской области – конфликт между русскими и армянами; июль 2011 г., п. Сагра Свердловской области – кровавый конфликт на межнациональной почве и др. Как показывает практика, межнациональные конфликты в России не являются редкостью, но в то же время необходимо отметить, что они не такие масштабные, как в странах Европы.

По данным социологических исследований, проведенных аналитическим центром «Левада-Центр», представления о возможности массовых кровопролитных столкновений на национальной почве в России в целом разделяются большим числом опрошенных – каждым четвертым (25%). Доля россиян, отрицающих межнациональную напряженность в городе, районе, где проживает респондент, достигла минимального значения за все годы замеров. В настоящее время только 18% опрошенных заявляют о межнациональной напряженности такого рода. Более того, сам сценарий развития конфликтов на межнациональной почве в ближайшем будущем кажется возможным только десятой части населения (12%). Число россиян, желающих ограничить проживание «выходцев с Кавказа» на территории РФ (34%), в целом идентично доле тех опрошенных, кто испытывает негативные чувства в отношении «выходцев из южных республик», с которыми они проживают в одном городе, районе (38% суммарно, включая такие позиции, как «раздражение», «неприязнь», «страх»). Вместе с тем декларативное безразличие («никаких особых чувств») респондентов к данной категории населения остается преобладающей среди 60% опрошенных. На вопрос «поддерживаете ли лозунг «Россия для русских», 14% респондентов ответили, что «определенно поддерживают» и 38% «скорее поддерживают», т. е. 52% от общего количества опрошенных благосклонно относятся к данному лозунгу. Еще более впечатляющая картина массовых этнических фобий среди этнического большинства предстает при анализе ответов на вопрос: «Как вы думаете, представляют ли сейчас угрозу безопасности России люди нерусских национальностей, проживающие в России?». На данный вопрос примерно 80,4% опрошенных ответили утвердительно [3].

Эксперты по изучению межнациональных конфликтов считают, что национальный вопрос встал так остро из-за того, что в России государственная национальная политика недостаточно эффективна. Основные факторы напряженности – это неконтролируемая миграция, распространение радикального ислама, социально-экономическая депрессия, высокий уровень коррупции и бедность в некоторых национальных республиках. Аналитики называют также угрожающей политику Китая. На фоне массовой миграции подданных Китая возникает много конфликтов из-за негативного отношения россиян к приезжим.

Как показывают итоги социологических опросов и экспертные оценки, ситуация в плане межнациональных отношений в современной России далеко не идеальна. При этом важно отметить, что уровень этнических страхов, фобий среди русской молодежи выше, чем у лиц старшего возраста.

Возникает закономерный вопрос, как органы власти на местах должны строить систему отношений с этническими сообществами?

Для профилактики и предотвращения межнациональных конфликтов в России, как на государственном, так и на уровне общественных организаций, реализуется комплекс мероприятий. Однако, как показывает практика, эти меры недостаточны. Исходя из реалий сегодняшнего дня, представляется, что политика муниципальных властей в решении данного вопроса может иметь следующие возможные стратегии.

Одной из них является политика изоляционизма. Ее логика проста – надо остановить процесс миграции, в идеале свести к нулю. История показала, что это возможно в тоталитарном обществе и в полной изоляции от внешнего мира, но этот путь является тупиковым и для современной России вряд ли возможным. Противоположная стратегия – не замечать проблему, «равнодушие к ней, запоздалая реакция на свершившиеся факты. В последние годы такая стратегия демонстрировалась довольно часто. Так, после паники начала 90-х годов прошлого столетия упало внимание к проблеме китайской миграции» [2, с. 133].

Причины подобного успокоения понятны, поскольку поток мигрантов из Китая существенно уменьшился и приобрел более цивилизованный характер, в обществе произошло привыкание к данному феномену, совместными усилиями общества и властей были решены наиболее острые проблемы, связанные с неконтролируемой миграцией.

Однако миграционный поток из других регионов, особенно из Средней Азии, в последнее время усилился. В связи с этим возникает весьма серьезная проблема, требующая незамедлительного реагирования и решения: что делать в условиях новой массовой волны, которая уже идет?

Следующий вариант стратегии это – управление процессом. Этот вариант «строится на реалистичном понимании того, что процесс внешних миграций неизбежен, более того, наверное, даже необходим в качестве инструмента развития региона. Но он сопровождается массой рисков, к которым надо заранее готовиться» [2, с. 134].

На уровне муниципалитета стратегия предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов может включать в себя: «постоянный мониторинг процесса; создание комплексной системы социокультурной адаптации, аккультурации, иногда ассимиляции мигрантов и их детей; создание механизма натурализации, которая могла бы стать инструментом воспитания лояльного и законопослушного жителя» [2, с. 134], возможно, будущего гражданина России; жесткая борьба с нарушителями российского законодательства; эффективная защита гражданских и трудовых прав трудовых мигрантов; максимально возможная легализация труда мигрантов, что позволит «контролировать ситуацию, собирать налоги, сводить масштабы криминальности иммигрантских сообществ к социально приемлемому уровню; адаптация самого принимающего общества к новой миграционной ситуации и ее глобальным последствиям» [2, с. 134].

Представляется, что для реализации стратегии управления миграционными процессами на уровне муниципалитетов необходимы действенные шаги, управленческие решения. Таких мероприятий множество, и считаем, что их реализация на практике может существенно снизить остроту противоречий, возникших во взаимоотношениях с этническими сообществами и служить неким индикатором для оценки эффективности проводимой работы по предупреждению и предотвращению межнациональных конфликтов в современной России. Итак, предлагаемые мероприятия следующие: проводить постоянный мониторинг ситуации по выявлению причин возникновения межнациональных конфликтов и обострения межэтнической ситуации на местах; содействовать этническим сообществам в разработке документации и создании этнических общественных объединений, национально-культурных центров; активизировать работу администрации муниципального образования с руководством этнических сообществ, проживающих на территории района, города (в качестве конкретного шага по реализации данного предложения можно рассмотреть возможность создания комитета/совета, состоящего из представителей этнических сообществ при главах администраций муниципалитетов, организации встреч руководителей различных служб района, города с представителями сообществ на регулярной основе и т. п.); в целях предупреждения межэтнических конфликтов необходимо на «местах разрабатывать программы этнического развития с целенаправленными управленческими решениями в социально-экономической, правовой и культурно-духовной сферах» [4]; должны быть созданы условия для активного участия этнических групп в общественной жизни и самоуправлении; необходимо сделать акцент на культурные мероприятия, которые должны быть нацелены не на демонстрацию различий культур, а на то, чтобы показать общность интересов жителей данной территории на основе универсальности общечеловеческих ценностей. На эти мероприятия нужно привлекать средства массовой информации, необходимо задействовать территориальную прессу; в многонациональных районах, городах необходимо совместно с правоохранительными органами организовать народные дружины с участием представителей диаспор для поддержания общественного порядка; строго контролировать процедуры приобретения представителями этнических сообществ в собственность объектов недвижимости и земельных участков на предмет их неукоснительного соответствия действующему законодательству РФ; в местных СМИ всестороннее освещать межэтнические проблемы и опыт их решения в других регионах страны и мира; не допустить «формирования негативных этнических стереотипов средствами массовой информации (утверждение принципа «коллективной ответственности» по отношению к нерусским народам; использование унизительных ярлыков и оскорбительных высказываний в адрес представителей нерусских национальностей; манипуляция общественным мнением при помощи известного приема «презумпции виновности» [4]; рассмотреть возможность кадрового представительства из этнических групп в структурах муниципальной власти.

В качестве важного аспекта вопроса необходимо также отметить, что в урегулировании межэтнических проблем главное – не создание различных общественных и управленческих структур, а подбор кадров. Этническими и религиозными проблемами должны заниматься люди, профессионально подготовленные к серьезной аналитической, правовой деятельности в этой области. Это должны быть специалисты, способные не только реагировать на происходящее, но и прогнозировать развитие событий. В этом отношении региональная и муниципальная власти должны стремиться к налаживанию сотрудничества с академической средой, проявить заботу о подготовке соответствующих специалистов в лучших высших учебных заведениях страны.

Усилия региональной и муниципальной властей окажутся напрасными, если не будут объединены усилия властей, системы образования, институтов гражданского общества. Совместная работа власти, образовательной системы и институтов гражданского общества должна быть ориентирована на организацию и проведение мероприятий по привитию уважительного отношения со стороны мигрантов к местным традициям, с одной стороны, и воспитанию уважения к мигрантам со стороны местного населения, с другой. Немаловажная роль в этом процессе должна быть отведена и СМИ по распространению идей терпимости и уважения. Должны получить поддержку и помощь со стороны властей различные просветительские движения, которые в своей деятельности приоритетным будут считать укрепление межнационального диалога, распространение знаний о культуре России среди мигрантов, и их культуры среди россиян, распространение правовых знаний среди мигрантов и коренного населения.

Рекомендации

  1. Волох О. В. Основные тенденции развития образования в современном мире // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2016. № 2–2 (14). С. 25–29.
  2. Дятлов В. Миграция, мигранты, «новые диаспоры»: фактор стабильности и конфликта в регионе // Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность / редкол.: В. И. Дятлов, С. А. Панарин, М. Я. Рожанский. М.; Иркутск:Наталис 2005. с. 95–137.
  3. Левада-Центр: Пресс-выпуск «Национализм, ксенофобия и миграция» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/26–08–2014/natsionalizm-ksenofobiya-i-migratsiya.
  4. Хоперская Л. Управление этническими сообществами в ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/346/70836.php#1.
  5. Merkel Walks a Tightrope on German Immigration // Time World, 21. 10.2010. the Guardian, 17.10.2010.
  6. PM’s speech at Munich Security Conference [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gov.uk/gevernment/speeches/pms-speech-at-munech-securityconfedence.
  7. Sarkozy sur TF1 pour reconquerir l’opinion – Politique – TF1 News. 10.02.2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.france24.com/en/20110210-multiculturalism-failed-immigration-sarkozy-live-broadcast-tf1-france-public-questions.

References

  1. Volox O. V. Osnovnye tendencii razvitiya obrazovaniya v sovremennom mire // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. 2016. № 2–2 (14). S. 25–29.
  2. Dyatlov V. Migraciya, migranty, «novye diaspory»: faktor stabil'nosti i konflikta v regione // Bajkal'skaya Sibir': iz chego skladyvaetsya stabil'nost' /redkol.: V. I. Dyatlov, S. A. Panarin, M. Ya. Rozhanskij. M.; Irkutsk: Natalis 2005. s. 95–137.
  3. Levada-Centr: Press-vypusk «Nacionalizm, ksenofobiya i migraciya» [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.levada.ru/26–08–2014/natsionalizm-ksenofobiya-i-migratsiya.
  4. Xoperskaya L. Upravlenie e'tnicheskimi soobshhestvami v rostovskoj oblasti [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.pandia.ru/text/77/346/70836.php#1.
  5. Merkel Walks a Tightrope on German Immigration // Time World, 21. 10. 2010. the Guardian, 17.10.2010.
  6. PM’s speech at Munich Security Conference [Electronic resource]. Rezhimdostupa: www.gov.uk/gevernment/speeches/pms-speech-at-munech-securityconfedence.
  7. Sarkozy sur TF1 pour reconquerir l’opinion – Politique – TF1 News. 10.02.2011 [Electronic resource]. Rezhim dostupa: http://www.france24.com/en/20110210-multiculturalism-failed-immigration-sarkozy-live-broadcast-tf1-france-public-questions.
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.